1801 год

Император Александр I учредил высший совещательный орган, который был назван Непременный совет, то есть постоянный по составу. Его членами стали 12 государственных и военных деятелей, которым император наиболее доверял. В частности, в него вошли граф Александр Строганов, князь Виктор Кочубей, президент Императорской Академии наук Николай Новосильцев, министр иностранных дел Адам Чарторыйский и другие. В их обязанности входила разработка и обсуждение важнейших для России законопроектов.

1856 год

Александр II, принимая предводителей дворянства Московской губернии, впервые публично высказался за отмену крепостного права. Он заявил, что он лично не хотел бы давать свободу крестьянам, но разумнее провести реформу "сверху", чем ждать, пока это произойдет "снизу".

Однако для того чтобы реформа стала реальностью понадобилось несколько лет, так как
задача была очень сложной – предстояло убедить дворянство принять закон об освобождении
крестьян. 19 февраля 1861 года, в шестую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал два исторических документа: Манифест "Об отмене крепостного права" и "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

1878 год

В этот день было высочайше разрешено "открыть всенародную подписку на устройство Добровольного флота" – постройку судов на добровольные пожертвования населения с целью развить отечественное торговое мореплавание и создать резерв для военного флота. Для сбора средств 11 апреля 1878 года был учрежден Комитет по устройству Добровольного флота, председателем которого стал князь Василий Андреевич Долгоруков. Вскоре во всех губерниях России были созданы местные комитеты. За несколько недель было собрано более двух миллионов рублей, которые пошли на закупку в Германии четырех пароходов. Были приобретены быстроходные товаро-пассажирские пароходы "Гользация", "Гармония", "Тюрингия" и "Саксония", которые после прибытия в Кронштадт вооружили и переименовали в "Россию", "Москву", "Петербург", "Нижний Новгород".

1891 год

Александр III издал указ, согласно которому надлежало начать строительство Великого Сибирского Пути, известного еще как Транссибирская магистраль. Строительство дороги началось в этом же году 31 мая – от Владивостока. А завершилось в октябре 1916 года. Общая стоимость "стройки века" составила 1,45 миллиарда золотых рублей, что в пересчете на современный курс равно около 75 миллиардов долларов. Сегодня Транссиб считается самой длинной железной дорогой в мире и составляет около десять тысяч километров. Магистраль проходит через 21 субъект Российской Федерации и 87 городов.

1915 год

На Невском судостроительном и механическом заводе была спущена на воду подводная лодка "Нарвал", головная в серии ("Нарвал", "Кит" и "Кашалот") для Черноморского флота. Субмарина вступила в строй 23 августа 1915 года, участвовала в Первой мировой войне, но 22-24 апреля 1919 года была потоплена англо-французскими войсками в Севастополе.

1975 год

В квартире Федора Ивановича Шаляпина, на улице Графтио, 26, где великий певец жил в 1915-1922 годах, открылся отдел Театрального музея "Русский оперный театр конца XIX – начала XX веков". В 1915 году Шаляпин купил две соседние квартиры на Пермской улице (ныне улица Графтио) и соединил их. Это было последнее петербургское жилье певца. Отсюда после революции он уехал на гастроли за границу и на родину уже не вернулся.