Сергей Собянин – российский государственный деятель. Его путь в большой политике начался в Ханты-Мансийском автономном округе. После успешной работы на посту губернатора Тюменской области он последовательно возглавил Администрацию президента РФ, а затем и московскую мэрию. Является главой российской столицы до сих пор.
Фото: biopedia.ru
Детство и юность, образование
Собянин Сергей Семёнович появился на свет 21 июня 1958 года в Няксимволе – небольшом посёлке Ханты-Мансийского национального округа. Известно, что по материнской линии Сергей Семёнович имеет казачьи корни. Потомственным казаком был его дедушка – Николай Уланов. Ветерана трёх войн – Русско-японской (1904–1905), Первой мировой (1914–1918) и Гражданской (1917–1923) – позднее отнесли к числу кулаков и сослали в Няксимволь. В 1990-х годах он был реабилитирован.
Предки нынешнего политика по отцу были старообрядцами, которые в начале XX века переехали в Няксимволь из Пермского края. Когда началась Великая Отечественная война, четыре сына деда Собянина, Фёдора, отправились защищать Родину. Двое из них погибли, а двое выжили и вернулись домой. Младший из сыновей, Семён Собянин, отец будущего мэра Москвы, избежал призыва из-за того, что был слишком молод.
Семён Собянин, отец будущего политика, работал председателем сельсовета в Няксимволе, а в 1960-х годах семья переехала в Берёзово – исторический русский посёлок в Западной Сибири, ставший центром Берёзовского района ХМАО. Там Собянин-старший возглавил маслозавод, а его жена Антонина устроилась экономистом.
В посёлке Берёзово и прошло детство Сергея Собянина. В школе он увлекался русским языком и литературой, активно занимался спортом: боксом, шахматами и лыжами. В 1975 году получил аттестат о среднем образовании, после чего переехал к старшей сестре в Кострому и поступил в технологический институт на механический факультет.
Учёба давалась легко, в свободное время он читал классическую литературу. В 1980 году окончил вуз с красным дипломом. В 1989 году получил второе образование во Всесоюзном юридическом заочном институте (сейчас МГЮА). Продолжив заниматься наукой в области юриспруденции, в 1999 году защитил кандидатскую диссертацию о правовом статусе автономных округов как субъектов РФ.
Начало карьеры
После окончания вуза, в 22 года, Сергей Собянин начал работать инженером в Костроме, а затем переехал в Челябинск, где устроился на ЧТПЗ – крупнейший металлургический завод. На предприятии прошёл путь от слесаря до мастера цеха за год. По его собственным воспоминаниям, работа на заводе научила дисциплине и закалила характер.
Параллельно с производственной деятельностью Собянин был комсомольским организатором цеха, а в 1982—1984 годах возглавлял орготдел Ленинского райкома ВЛКСМ Челябинска. Хотя комсомольская работа не была ему по душе, она стала хорошей школой управления.
Политическая деятельность
В 1984 году Сергей Собянин переехал в Когалым – строящийся город в ХМАО, населённый вахтовиками из разных регионов СССР. Там он начал карьеру в местной администрации, заняв пост зампредседателя сельсовета. Этот период стал поворотным в его карьере – она приобрела политический характер. В 1985 году он возглавил управление ЖКХ горисполкома, а спустя год стал секретарём горисполкома.
В 1988 году занял должность заместителя заведующего орготделом окружкома КПСС, а в 1990 году возглавил местную налоговую инспекцию. В 1991 году Собянин стал главой администрации Когалыма. В течение двух лет он занимался решением социальных проблем города, развитием ЖКХ и сотрудничал с нефтяными предприятиями.
За 10 лет работы в Когалыме он прошёл путь от зампредседателя сельсовета до руководителя города. Осенью 1993 года его карьера вышла на новый уровень – он стал первым заместителем главы ХМАО. В этой должности он сосредоточился на экономических вопросах: управлении бюджетом, поддержке муниципалитетов и развитии сотрудничества с крупными предприятиями региона.
За полгода Собянин стал председателем окружной Думы ХМАО первого созыва. В этот период активно формировались правовые основы региона. Политик выступал за выход ХМАО и ЯНАО из состава Тюменской области. После распада СССР началась перестройка российской государственности и усиление региональной власти. ХМАО и ЯНАО стремились к большей самостоятельности, хотя формально оставались в составе Тюменской области. Это приводило к конфликтам между округами и областным руководством.
Собянин, как представитель ХМАО, активно выступал за независимость округов от Тюмени. В 1996 году он стал спикером окружной Думы второго созыва и членом Совета Федерации. Попытка добиться суверенитета ХМАО и ЯНАО через суд не удалась – Конституционный суд подтвердил их статус как части Тюменской области.
В 1997 году Собянин вошёл в Совет по местному самоуправлению РФ и комитет по конституционному законодательству Совета Федерации, возглавив его год спустя. Продолжая борьбу за автономию регионов, в 1999 году он присоединился к президиуму политсовета объединения "ЮГРА". В конце 1999 года Собянин также вошёл в исполнительный комитет блока "Вся Россия", который позже влился в "Единую Россию". На выборах в Госдуму третьего созыва блок рассчитывал получить четверть мест, но набрал лишь 13,5% голосов.
Пост губернатора Тюменской области
Летом 2000 года Сергей Собянин был назначен первым заместителем полпреда президента в Уральском федеральном округе и вернулся на Урал. Через полгода он выдвинул свою кандидатуру на пост губернатора Тюменской области. Благодаря его позиции по вопросу независимости ХМАО и ЯНАО окружные депутаты поддержали его кандидатуру.
Политтехнологи прогнозировали Собянину не более 25% голосов, губернаторская кампания стала одним из самых сложных периодов в его политической карьере. Однако результаты выборов удивили: Собянин получил 52% голосов, опередив действующего губернатора Леонида Рокецкого с его 29%.
Став губернатором, Собянин столкнулся с серьёзными проблемами кризисного региона. Главные вызовы включали финансовые трудности и затяжной конфликт с автономными округами. Требовались глубокие реформы и масштабная модернизация инфраструктуры.
Спустя несколько месяцев после его назначения ХМАО и ЯНАО вновь заявили о желании отделиться. Начались переговоры о поиске компромисса для сохранения существующих границ области. Решение было найдено в 2004 году с принятием программы "Сотрудничество", закрепившей новый формат взаимоотношений между субъектами.
Богатые природными ресурсами ХМАО и ЯНАО, благодаря развитому нефтегазовому сектору, внесли свой вклад в областной бюджет. Была проведена реформа распределения нефтяной ренты: оба округа стали отчислять налог от добычи углеводородов в общий бюджет, сохранив при этом свою автономию и право на самостоятельное управление.
Нефтегазовые доходы распределялись на благо всех трёх субъектов: Тюмени, ХМАО и ЯНАО. Средства направлялись на социальные проекты, модернизацию инфраструктуры, строительство дорог и развитие транспорта, возведение жилья, школ и больниц.
Экономические преобразования и программа "Сотрудничество" дали мощный толчок развитию региона. За пять лет областной бюджет вырос более чем в 10 раз. Усиленное финансирование превратило Тюмень в привлекательную площадку для инвестиций, что привело к активному строительству и росту населения.
Город претерпел значительную трансформацию. По инициативе губернатора был разработан новый генплан, предусматривающий увеличение населения до миллиона человек. Транспортная инфраструктура получила серьёзное обновление: модернизировали аэропорт и автовокзал, обновили дорожную сеть. Особую роль сыграла реконструкция набережной, ставшей главным городским пространством.
В 2004 году Собянин стал членом "Единой России". В 2005 году, когда подходил к концу его срок губернаторства, он запросил у президента подтверждение доверия. Законодательное собрание области поддержало его кандидатуру на второй срок, но вскоре после этого он получил новое назначение в столице и покинул пост губернатора.
Карьера на федеральном уровне
Осенью 2005 года Сергей Собянин стал руководителем Администрации президента РФ. В его полномочия вошли: представление администрации в федеральных органах, руководство её деятельностью, координация работы президентских полпредов в федеральных округах и контроль исполнения поручений главы государства.
Год спустя он вошёл в комиссию по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами. Также стал членом совета директоров "ТВЭЛ" – дочерней компании "Росатом", специализирующейся на обогащении урана, производстве ядерного топлива и газовых центрифуг. Впоследствии покинул пост в компании.
В 2008 году государственный деятель возглавил избирательный штаб Дмитрия Медведева во время президентской кампании. После победы Медведева на выборах он стал вице-премьером и руководителем Аппарата Правительства РФ. В этой должности он курировал развитие экономического сектора и совершенствование информационных технологий.
Под его руководством шла реализация масштабной программы социально-экономического развития до 2020 года, основанной на прорывных достижениях в сфере информатики, био- и нанотехнологий. Программа ставила приоритетные задачи: создание высокотехнологичных направлений в экономике, модернизация традиционных отраслей и укрепление позиций России на мировом рынке наукоёмкой продукции.
Деятельность на посту мэра Москвы
В 2010 году президент России выдвинул кандидатуру политика на пост мэра Москвы, и Мосгордума утвердила его в этой должности. Одновременно Сергей Собянин вошёл в состав Совета безопасности РФ – ключевого органа, отвечающего за защиту государства от угроз и сохранение его суверенитета.
На посту мэра Собянин сконцентрировался на решении самых острых проблем города. В числе главных приоритетов он обозначил развитие транспортной системы и борьбу с пробками, улучшение городской инфраструктуры, ликвидацию очередей в детских садах, модернизацию медицинских учреждений и школ, а также обновление парков и детских площадок.
В начале своей деятельности на посту мэра политик столкнулся с серьёзной транспортной проблемой: Москва была мировым лидером по длине дорожных заторов. Причинами этого, по его оценке, стали системные градостроительные просчёты: неравномерное распределение транспортных потоков, недостаточно развитая система общественного транспорта и концентрация деловой активности в центре города.
Для решения транспортной проблемы был запущен комплекс мер. Проводился масштабный ремонт дорог и обновление городского транспорта, расширялась сеть выделенных полос для общественного транспорта. Особое внимание уделялось снижению количества личных автомобилей на улицах столицы. Для этого активно расширялась сеть платных парковок.
Благодаря введённым мерам к 2015 году положение Москвы в мировом рейтинге городов с самыми загруженными дорогами улучшилось – теперь мегаполис занимал не первое место, а пятое. Этот рейтинг составлялся нидерландской компанией TomTom, производителем GPS-навигаторов. А спустя два года столица вышла из первой десятки этого списка.
Параллельно была запущена масштабная программа развития метрополитена, включающая расширение существующих веток и строительство новых. Планировалось открыть около 80 новых станций. Значимым достижением стало введение в эксплуатацию Московского центрального кольца в 2016 году – наземной железнодорожной линии, которая стала частью метро столицы.
В сфере городского благоустройства были проведены масштабные преобразования. Улицы освободились от многочисленных торговых точек, которые ухудшали внешний вид города. Началась масштабная работа по обновлению общественных пространств и созданию новых мест отдыха для горожан. Особое внимание уделили реконструкции крупных парков и набережных.
В 2018 году москвичи вновь поддержали кандидатуру Собянина на выборах мэра, отдав более 70% голосов. Это на 20% превысило результат выборов 2013 года. Победив, он заявил о намерении продолжить начатые преобразования.
После переизбрания была запущена программа "Мой район", нацеленная на создание комфортной городской среды и повышение качества жизни москвичей. Проект во многом повторял европейскую концепцию "15-минутного города", где вся необходимая инфраструктура находится в пешей доступности от дома жителя любого района мегаполиса.
В рамках программы продолжалось обновление городских пространств: улиц, набережных, скверов и парков. Значимость этих преобразований особенно проявилась с началом пандемии коронавируса, когда из-за ограничений многие жители оказались ограничены в передвижении по городу. В этот период особенно остро встала потребность в хорошо организованном пространстве внутри районов.
Когда число заболевших начало расти, Москва выбрала умеренный подход к борьбе с пандемией. Были введены меры, которые, с одной стороны, предотвращали массовый рост заболеваемости, а с другой – способствовали формированию естественного иммунитета. Такой путь развития событий избрали и большинство крупных городов Европы.
За 10 лет работы мэром Сергей Семёнович добился значительных результатов: было отреставрировано 90% памятников, обновлён московский автопарк (сейчас столица лидирует по количеству электробусов среди городов всего мира).
В планах – отказ от закупок дизельного транспорта и создание инфраструктуры для электромобилей. Продолжится развитие метро и пригородного сообщения, строительство социальных объектов и спортивной инфраструктуры. Особое внимание уделяется поддержке бизнеса: выделены гранты для отечественных сетей быстрого питания после ухода иностранных компаний, планируются антикризисные меры для строительной отрасли.
Личная жизнь
Сергей Собянин познакомился со своей будущей супругой в Когалыме в начале карьеры. Свадьба состоялась в 1986 году, а вскоре у них родилась старшая дочь Анна. Младшая дочь Ольга появилась на свет в 1997 году. После переезда в Москву Ирина Собянина работала воспитателем в детском саду. В 2014 году пара рассталась, сохранив дружеские отношения. Сейчас Собянин не женат. Анна окончила Санкт-Петербургскую академию Штиглица по специальности "монументальное искусство". Ольга училась в частной московской школе. Обе дочери ведут закрытый образ жизни.