90% инвесторов считают, что перед тем, как выходить на фондовый рынок, нужно пройти обучение. Новичков вдохновляет возможность создать финансовую подушку безопасности и получать пассивный доход на регулярной основе. Клиенты с опытом в первую очередь рассчитывают кратно приумножить доход в долгосрочной перспективе. Таковы результаты опроса, который СберИнвестиции провели к Финансовому конгрессу Банка России.
Главная цель инвесторов – получать пассивный доход
Больше половины опрошенных Сбером инвесторов (58%) приходят в инвестиции, чтобы получать пассивный доход. 37% рассчитывают кратно приумножить капитал в долгосрочной перспективе, а 35% – создать финансовую подушку безопасности. Защитить деньги от инфляции стремятся 30%, сделать инвестиции основным доходом – 22%, а накопить на крупную покупку – 11%. При этом интересно, что кратное приумножение капитала – самая распространённая цель среди опытных инвесторов, а пассивный доход и подушка безопасности интересуют в первую очередь новичков.
Инвесторы принимают решения на основе пройденных обучающих курсов и рекомендаций аналитиков
Согласно исследованию Сбера, большинство респондентов принимают инвестиционные решения, опираясь на обучающие курсы, статьи и вебинары (42%), а также рекомендации профессиональных аналитиков в приложениях брокеров или СМИ (40%). 38% внимательно следят за отчётностью, финансовыми показателями и мультипликаторами, а 34% принимают решения на основе собственных знаний. 15% инвестируют в те компании, которые хорошо знают, а 12% ориентируются на рекомендации блогеров или каналов в Telegram. Отметим, что начинающие инвесторы уделяют особое внимание обучению, а опытные – анализу отчётности и финансовых показателей.
Недостаток средств и высокие риски – основные препятствия, чтобы начать инвестировать
Недостаточное количество денег называют главным фактором, который мешает инвестировать активнее или на большие суммы (61%). Также инвесторов останавливают опасность высоких рисков (30%) и страх получить убыток (24%). Причем больше всего из-за возможности потерять все деньги переживают начинающие инвесторы (среди них 31%). Среди опытных трейдеров этот страх на четвёртом месте с результатом 13%. Результаты подтверждают, что с опытом инвесторы понимают, что, если придерживаться грамотной стратегии, потерять все деньги на фондовом рынке практически невозможно.
Среди сложностей треть инвесторов отмечают непонятные термины и определения. Четверть не знают, как на практике использовать торговые идеи. 20% не понимают, как работают финансовые инструменты. При этом 27% респондентов ответили, что не сталкиваются ни с какими сложностями во время инвестирования.
Подавляющее большинство инвесторов перед тем, как формировать портфель, проходят обучение
82% инвесторов считают, что перед тем, как начать инвестировать, нужно как минимум пройти курсы. Ещё 8% уверены, что для успешных инвестиций нужно получить профильное образование. Больше половины респондентов выбирают обучение от крупных брокеров, так как это удобно и надёжно, 26% ищут информацию самостоятельно на просторах Интернета. 7% обращаются за помощью к тем, кто уже разбирается в тонкостях рынка. 10% опрошенных респондентов предпочитают разбираться в теме самостоятельно на практике, свидетельствуют данные Сбера.
Инвестирование в акции в фокусе внимания
68% инвесторов хотели бы лучше разобраться в теме инвестирования в акции. На втором месте по популярности (60%) – облигации, на третьем – портфельное инвестирование. При этом среди опытных инвесторов больше востребованы темы налогообложения, трейдинга и криптовалют, тогда как новички в первую очередь выбирают курсы, связанные с основами фондового рынка.
Персонализированное обучение наиболее востребовано среди инвесторов
6 из 10 инвесторов считают, что обучение более эффективно, если оно персонализировано и составлено для решения конкретно их задач. Например, среди таких задач называют составление дивидендного портфеля или советы, как оптимально вложить какую-либо сумму денег. Также инвесторы заинтересованы, чтобы им приходили уведомления о новых материалах и событиях, например, о новостях компаний, в которые они инвестируют. Также респондентам хотелось бы выбирать сложность контента и стиль изложения, общаться с ИИ, например, чтобы получать рекомендации по обучению.
Руслан Вестеровский, старший вице-президент, руководитель блока "Управление благосостоянием" Сбербанка:
Опрос был проведен СберИнвестициями в апреле – мае этого года. В опросе приняли участие более 1500 респондентов.