В России существует несколько систем контроля товаров, позволяющих отслеживать всю цепочку от производителя до потребителя. Перечень товаров, подлежащих маркировке, регулярно возрастает. Список охватывает одежду и детское питание, обувь и пиво, воду и молочную продукцию. В проекте добавление новых категорий.

Маркировка ЧЗ – это цифровой код, задача которого обеспечить полную прозрачность реализации:

  • распознать товарную единицу;
  • уточнить производителя и дату выпуска;
  • отследить действия импортёра;
  • зафиксировать каждый этап движения товара;
  • и в результате – защитить от подделки, предотвратить контрафакт.

К тому же, автоматически с рынка уйдут предприниматели, которые уклоняются от уплаты налога. В сокращённом варианте можно объяснить технологию так:

  1. Регистрация в ЧЗ участников товарооборота.
  2. Описание продукции в каталоге.
  3. Заказ индивидуального кода.
  4. Нанесение информации на упаковку.
  5. Отправка отчёта о внесении.

Сканирование товара при его продаже – это автоматический вывод его из оборота. Дополнительную возможность получает и покупатель – через мобильное приложение он может сканировать код и самостоятельно получить информацию по основным характеристикам товара.

Фото предоставлено kvt-expert.ru

Нарушения, штрафы, лишение свободы

Контроль осуществляется на каждом этапе возможных нарушений – от производства до реализации, включая непосредственный ввод товара в оборот. Нарушение маркировочных обязательств предусматривает санкции от штрафа до реального заключения на срок 5-6 лет.

Коротко о последствиях намеренного или случайного обмана:

  1. Неправомерный ввод товара в оборот (документация отсутствует или составлена с нарушениями) – 1-10 тысяч для должностных лиц, 50-100 тысяч для юридических.
  2. Отсутствие на товаре маркировки – должностные лица заплатят от 5 до 10 тысяч рублей, а ООО и индивидуальные предприниматели 50-300 тысяч.
  3. Использование поддельной документации – здесь в лучшем случае просто крупный штраф, а далее возможны различные варианты: штрафы от 80 000 с отбыванием срока и плюсом конфискация дохода за период работы без маркировки.

Перечень возможных нарушений велик. Но большинство из них сопровождается штрафами, указанными в первом пункте. С хранением немаркированного товара проблем меньше, но при двух условиях – во-первых, если он находится на складе у самого производителя, во-вторых – если его вернул конечный потребитель и этот возврат подтверждён документально.

В других условиях возвращаемся к этой же системе санкций. Нарушение в особо крупных размерах может предусматривать одновременно и штраф до 1 миллиона рублей, и срок заключения до пяти лет для ответственного лица. Дополнительная "неприятность" – конфискация товара с нарушением маркировки.

Что содержится в маркировке

Наклейка – это идентификатор, который отражает основную информацию:

  • код государства, в котором произведена продукция;
  • идентификационный номер;
  • QR-код, который содержит ссылку на страницу товара;
  • группа товара;
  • штрихкод формата Code 128.

В индивидуальный код внесена информация о составе (материале) и дате производства. При продаже фиксируется конкретный розничный пункт торговли и время совершения покупки.

Фото предоставлено kvt-expert.ru

Алгоритм работы с программой

Первый этап – это оформление электронной подписи. Внимание: список необходимых документов отличается для ИП и юридических лиц. Установить программное обеспечение несложно – достаточно работать в 7 или более поздней Windows. Следующая задача – проверка совместимости оборудования, а в большинстве случаев – приобретение нового.

Подаётся заявка на регистрацию, статус которой можно отслеживать в личном кабинете. Дублируется информация и на электронную почту, указанную при регистрации. В личном кабинете потребуется заполнить профиль пользователя. И не забываем пополнять лицевой счёт (деньги с него будут списываться автоматически).

Вхождение в систему "Честный знак" означает довольно обширный список обязанностей (и расходов):

  1. Непосредственно печать бумажного варианта маркировки.
  2. Установка – а далее обновление ПО.
  3. Настройка системы.
  4. Обучение персонала (ошибки в работе приравниваются к нарушению).
  5. Приобретение 2D сканера.
  6. Установка терминала для обработки информации.
  7. Принтер для изготовления этикеток.

Выбор и установка онлайн-кассы – задача непосредственного розничного продавца. Здесь может потребоваться поддержка профессионала. Впрочем, консультация не будет лишней на всех этапах – например, при работе с повреждённой или утерянной при транспортировке маркировкой. Отдельная проблема – работа с товаром в случае его возврата. Если код при этом неповреждён, то зафиксировать перемещение просто.

При повреждении товар нужно перемаркировать. Составляется акт о возврате. Для перемаркировки кроме возврата могут быть и другие причины:

  • обнаружение ошибок в описании;
  • утрата кода;
  • повреждения, мешающие сканировать информацию.

Любая из проблем должна быть подтверждена документально, независимо от причин повреждения кода или обстоятельств возврата (юридическими лицами, розничными покупателями, любыми посредниками).

Помимо данных о производителе и сроках выпуска, в штрихкоде должен отражаться артикул, а для пищевой продукции указывается срок годности. Как должен выглядеть индивидуальный идентификатор:

  • чёткое изображение двоичного штрихкода:;
  • возможность считать как сканером, так и смартфоном;
  • печать на материале с учётом условий хранения (влажность или перепад температур – например, термотрансферные этикетки для продуктов, подлежащих заморозке).

При соблюдении этих правил и качественном нанесении информации идентификатор (этикетки со штрихкодом) предприниматель может не только заказывать в профессиональных типографиях, но и печатать самостоятельно.