Сегодняшний подросток впервые в истории человечества взрослеет в мире, где границы между "онлайн" и "офлайн" постепенно стираются. Телефон для молодого поколения становится не просто средством связи, а продолжением собственной личности. И если взрослыми социальные сети чаще всего используются как инструмент или досуг, то для ребенка – это еще и "зеркало", в котором он пытается найти ответы на вопросы от себе самом. Но что происходит в этот момент с психикой подростка?
Нейробиология "скроллинга"
Лента соцсетей устроена так, чтобы удерживать внимание. Каждое "одобрительное действие" запускает в мозге подростка выброс дофамина – гормона "ожидания награды". Дофаминовая система у подростков особенно чувствительна: мозг еще развивается, особенно префронтальная кора, отвечающая за контроль и саморегуляцию. В итоге ребенок буквально начинает зависеть от потока новостей, клипов и лайков. Со временем естественные источники радости – спорт, общение вживую, творчество – начинают казаться менее привлекательными.
Риски для психики
- Деформация самооценки
Отретушированные с помощью фильтров фотографии, "идеальные" жизни блогеров и одноклассников создают иллюзию, что все вокруг успешнее и красивее. Подросток сравнивает себя с этим искусственными стандартами и часто остается в проигрыше. Отсюда – чувство неполноценности, сомнения в собственной значимости.
- Кибербуллинг
Оскорбления и травля в интернете воспринимаются подростком иногда даже тяжелее, чем реальности: сообщение или фото можно переслать сотням людей за секунды. Для ребенка это ощущается как тотальная потеря контроля и безопасности.
- Синдром отложенной жизни
Вместо того чтобы действовать здесь и сейчас, подросток уходит в бесконечное "потом": потом займусь учебой, потом попробую спорт, потом выйду из дома. Но "потом" не наступает – все время поглощает перелистывание ленты социальных сетей.
- Digital-аутизм
Термин используют неврологи и психиатры для описания ситуации, когда ребенок теряет навыки живого общения. Гораздо легче отправить "смайлики", чем выдержать взгляд собеседника или объяснить словами собственные чувства.
- Информационная перегрузка
Подростковый мозг не приспособлен обрабатывать тысячи сигналов в день. Избыточный поток информации вызывает утомление, проблемы с концентрацией, ухудшение памяти. В итоге страдает не только настроение, но и учебная успеваемость.
Тревожные сигналы
Родителям стоит насторожиться, если подросток:
- стал раздражительным и замкнутым без видимых причин;
- теряет интерес к хобби и друзьям вне интернета;
- часто жалуется на усталость, головные боли, нарушения сна;
- скрывает активность в телефоне, реагирует агрессивно на просьбы отложить гаджет;
- демонстрирует резкие перепады настроения, особенно после общения онлайн.
Если вы замечаете тревожные изменения в поведении, не нужно оставаться один на один с проблемой. В России действует Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (ст. 14.1), который прямо запрещает распространение материалов, склоняющих к суицидальному поведению.
Для экстренной психологической поддержки работает круглосуточный телефон доверия: 8 (800) 200-01-22. Звонок бесплатный и анонимный.
А когда соцсети приносят пользу?
Сами по себе платформы не "вредны" или "полезны". Все зависит от того, как ими пользоваться. Соцсети могут:
- помогать подростку найти единомышленников по интересам;
- быть площадкой для творчества и самовыражения;
- давать доступ к обучающему контенту;
- становиться местом, где ребенок получает поддержку в трудные периоды.
Цифровая гигиена
Чтобы сохранить баланс, полезны простые правила:
- ограничивать общее время в соцсетях (например, до 1–2 часов в день);
- не использовать гаджеты перед сном;
- обсуждать с ребенком увиденный контент, ставить ограничения с помощью функции Родительский контроль";
- поощрять офлайн-хобби и спорт как источник естественных положительных эмоций;
- показывать положительный личный пример своим поведением в отношении гаджетов (если родители все время в телефоне, подросток также копирует это поведение).
Социальные сети стали частью жизни подростков, поэтому крайне важно научить ребенка пользоваться ими так, чтобы они не подменяли собой реальность, а дополняли ее. Если общения ребенка с гаджетом выходит из-под контроля, обязательно обратитесь к опытному психологу для ребенка. Поддержка семьи, внимание к тревожным сигналам и обращение к специалистам в случае необходимости помогают сохранить самое ценное – психическое здоровье и гармоничное развитие личности.
СПб ГБУЗ "ДГБ № 2 Святой Марии Магдалины"; 199053, Россия, г. Санкт-Петербург, ЛН.1-я В.О., д. 58; ИНН: 7801014390. Лицензия № Л041-00110-47/00590280 от 29.12.2020
