В октябре в Буркина-Фасо начались исторические слушанья по делу об убийстве бывшего президента страны Тома Санкары. Он был одним из самых ярких революционеров XX века, которого называли африканским Че Геварой и "самым честным и бедным президентом на свете".

В чём был секрет политической популярности Санкары? Ответ прост: в стремлении к справедливости. При нём госчиновники обязаны были публиковать отчёты о своих доходах, сельское население было освобождено от местных аналогов барщины и оброка, который оно платило племенным вождям, была остановлена неконтролируемая лесозаготовка и запущена программа по озеленению страны, что позволило остановить разрастание пустыни Сахары. Во внешней политике Санкара тоже достиг больших успехов, провозгласил независимость от "французских хозяев", отказавшись от услуг МВФ и Всемирного банка. В итоге страна полностью перестала зависеть от иностранной финансовой помощи. Кроме того, именно при Санкаре страна отказалась от своего колониального названия "Верхняя Вольта" и взяла то, которое действует и поныне (в переводе Буркина-Фасо означает "родина свободных людей").

Казалось бы, Санкару любили все. Но это оказалось далеко не так: в 1987 году народный любимец был убит в результате заговора и дальнейшего госпереворота. Возглавлял заговор Блэз Компаоре, который сразу же занял пост президента страны и оставался им вплоть до октября 2014 года. Причиной свержения Санкары стали страхи его соратников, которые посчитали, что президент ставит  под угрозу международные отношения с Францией и соседним Кот-д’Ивуаром.

Почему же слушания по убийству, которое произошло в 1987 году, возобновились лишь в 2021-м?

– Долгое время поднимать этот вопрос было просто никому не выгодно. А сейчас есть определённый запрос в обществе на реставрацию панафриканистических настроений, поэтому всю эту историю снова запускают, – объсняет Metro преподаватель факультета востоковедения СПбГУ Александр Зданевич. – Те, кто стал причиной его гибели, в том числе Блэз Компаоре, довольно долго оставались у власти. И пока эта фигура не была сметена временем, то не было и намёков на то, чтобы передать этот вопрос на рассмотрение суда.

Рост популярности Тома Санкары связан ещё и с новой волна панафриканизма и движением за права афроамериканцев в США. Всё это сейчас невероятно популярно у африканской молодёжи. Санкара идеально вписывается в новую политическую моду: он напоминает об образе бессребреника, который следует внятным примерам африканской культуры и борется за справедливость для всех.

 Однако современные элиты, скорее всего, особый ход этому разбирательству не дадут – они не готовы взять на себя ответственность за прошлое.

– Не думаю, что этот судебный процесс приведёт к серьёзным катаклизмам, но да, он вызовет резонанс. Прецедент интересный, – делится мнением Зданевич.

Культа "африканского Че", скорее всего, уже не будет. Но вот какие-либо инициативы по увековечиванию, скорее всего, не заставят себя ждать.  В конце концов в Буркина-Фасо все Санкару знают – как минимум во всех городах заборы расписаны граффити с его изображением.


33 года было Тому Санкаре, когда он захватил власть в стране.