Сегодня в российский прокат выходит новый фантастический фильм Стивена Спилберга "Первому игроку приготовиться". Накануне наш специальный корреспондент встретился с американским режиссёром и обсудил картину, наполненную отсылками к западной и японской поп-культуре

Как вы думаете, почему влияние поп-культуры так сильно?
Это сейчас, но так было не всегда. Люди любят поностальгировать, посидеть и повспоминать любимые фильмы. Особенно когда вокруг всё плохо.   

Это своего рода попытка уйти от текущих проблем?
Зависит от того, сколько времени вы уделяете ностальгии. Всем нам порой нужен перерыв. И героям фильма "Первому игроку приготовиться" в том числе – они уходят от реальности с помощью онлайн-игры ОАЗИС. Мы не стали углубляться в причины создания ОАЗИСа, но одна из них такова: когда ты там, не нужно разговаривать с людьми из реальной жизни, не нужно смотреть им в глаза. Понятно, что это побег от рутины, но это не решение проблем.

Фильм снят по одноимённой книге Эрнеста Клайна. В ней много отсылок к вашим работам. Для вас это было лестно?
Это честь для меня! Причём там отсылки не только к фильмам, которые я режиссировал, но и которые продюсировал. В то же время я благодарен Эрнесту Клайну, что главная сюжетная линия никак не связана со мной, а крутится вокруг поиска ключей. Тот, кто их найдёт, получит много денег и контроль над ОАЗИСом. Вот эта часть меня и заинтересовала в книге. Помню, я сказал сам себе: "Я не могу устроить из этого проекта ярмарку тщеславия, где бы я отразил всё то, что создал в 80-е и 90-е. Иначе я не тот режиссёр, который нужен этому фильму". В то же время я не хотел отдавать этот проект другому режиссёру – я не мог представить себе, что кто-то чужой придёт и начнёт трактовать мои фильмы по-своему.  Так что я должен был это сделать.  

А если бы другой режиссёр всё-таки взялся за проект, то вы бы отдали права?
Да, но не в полном объёме, конечно. 80-е – это чудесное время, именно они в центре сюжета, но в книге взят период с 1975 по 1995 год.  

Можно ли назвать этот период золотой эрой?
Да, потому что это время, когда не было хаоса в мире, происходили важные изменения, но культура была выше политики. Сейчас всё иначе.

А у вас много общего с Холлидеем – создателем ОАЗИСа?
Да. В каждом фильме, над которым я работаю, я всегда нахожу героя, с которым я себя идентифицирую, в данном случае это он. Мне кажется, что я на 80% Холлидей, на 20% – Парсифаль (игровой образ молодого человека, главного героя фильма. – Прим. ред.).

Что насчёт другого создателя ОАЗИСа – Огдена Морроу?
О да! Он тоже мне близок. Огден для меня как Джордж Лукас.

А вы сами пробовали участвовать в массовых многопользовательских онлайн-играх, экспериментировали с виртуальной реальностью, чтобы лучше понять книгу?
Да, мы использовали все эти технологии во время создания фильма. Актёры надевали шлемы виртуальной реальности, и я сам тоже.  Так что мы начали снимать фильм, только когда все привыкли к виртуальной реальности и поняли, что это такое.

Почему в фильме много отсылок к японской поп-культуре?
Аниме произвело революцию в культуре. Оно повлияло на комиксы и искусство в целом. Думаю, что многие комиксы MARVEL были созданы под влиянием аниме. Считаю, мы должны были отдать дань японской культуре в целом и аниме в частности.


Самые известные фильмы

1. "Челюсти" (1975)
Первый блокбастер в истории киноиндустрии, первый в истории проката фильм, сумевший собрать 100 млн долларов.

2. "Индиана Джонс " (1981)
Эта франшиза о приключениях археолога полюбилась миллионам зрителей по всему миру. Сейчас Спилберг работает над пятой частью. 

3. "Инопланетянин" (1982)
 Фантастический семейный фильм  о мальчике, который помог пришельцу вернуться домой, установил кассовый рекорд и завоевал четыре "Оскара".

4. "Список Шиндлера" (1993)
 Эта драма о Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время холокоста, завоевала 7 статуэток.


"Первому игроку приготовиться"

•    Режиссёр: Стивен Спилберг
•    Сценаристы: Зак Пенн, Эрнест Клайн (автор одноимённой книги)
•    В ролях: Тай Шеридан, Бен Мендельсон, Саймон Пегг
•    Возрастное ограничение: 12+
•    5* из 5 (рейтинг Metro)
    О чём фильм: На дворе 2045 год, относительно недалёкое будущее. Антиутопическая модель на ранней стадии. И практически всё своё время (как свободное, так и рабочее) люди проводят в ОАЗИСе (онтологическом антропоцентрическом зрительно-иммерсивном симуляторе). Здорово звучит, да? Если просто, это глобальная онлайн-игра. Когда один из её главных создателей отходит в мир иной, оглашается его завещание. Оказалось, что где-то в ОАЗИСе игроков ждут три ключа. Кто найдёт – получит кругленькую сумму и контроль над игрой в придачу. В игру с новой силой вступают как обычные люди, так и нечистоплотные бизнес-воротилы, желающие прикарманить ОАЗИС и обрести не только огромную прибыль, но и власть над миром.    

•    Отзыв: По сути "Первому игроку приготовиться" – это низкий поклон поп-культуре 80-х, 90-х, нулевых и 2010-х. Кстати, что особенно здорово – с соответствующим звуковым сопровождением. Предлагаем эксперимент: вспомните своего любимого персонажа популярных фильмов, мультфильмов или компьютерных игр одного из перечисленных выше временных отрезков. Вспомнили? Готовы поспорить, что мельком вы точно увидите его в фильме! Не говоря уже об отдельных персонажах, которым посвящены целые сцены. Для использования каждого, создатели картины получали соответствующие лицензии (одно это вызывает уважение – чувствуется проделанная работа). Даже для меня, поклонника творчества Стивена Кинга, вот уж неожиданно нашёлся момент в фильме, когда хотелось вскочить со своего кресла, восклицая: "Я не могу поверить! Спасибо!" А уж более широкий список отсылок в картине и вовсе завораживает. Больше и сказать нечего, читайте и предвкушайте. Вы увидите... Бэтмена, Фредди Крюгера из "Кошмара на улице Вязов", Стального Гиганта, трансформеров, персонажей "Властелина колец", Дюка Нюкема из знаменитой стрелялки, персонажей файтинга Street Fighter, куклу-убийцу Чаки, автомобиль "Делориан" из трилогии "Назад в будущее", Робокопа, синего ёжика Соника, Кинг-Конга, Лару Крофт (устали перечислять) и многих-многих других.

Текст: Кристина Уррутиа, Алексей Мокряков