Прошло уже несколько недель после объявления о создании Meta, однако Марк Цукерберг продолжает находиться в центре внимания прессы. Эксперты считают, что у метавселенной, которая будет включать в себя сервисы Facebook, WhatsApp и Instagram, больше минусов, чем плюсов.

– Метавселенная – это постоянно работающая виртуальная среда. Главная её функция – позволить людям взаимодействовать друг с другом и цифровыми объектами через аватары, – объясняет Metro Рабиндра Ратан, доцент кафедры журналистики в американском Университете штата Мичиган. – В этой вселенной новыми красками заиграют криптовалюты и NFT-предметы. Однако уже сейчас очевидно, что Meta разрабатывается в первую очередь не для пользователей, а для её владельцев, желающих получить прибыль.

На чём основан метамир?

По словам Рабиндры Ратан, чтобы Meta работала, ей нужно успешно выполнять три условия.

Первое – это обеспечить пользователям ощущение реального пребывания в виртуальном пространстве. С этим всё просто: пользователь наденет VR-очки (в дальнейшем появятся более изящные технологии) и окажется в цифровом мире.

Второе – это совместимость миров. Мало объединить под одним именем разные функции и услуги. Нужно сделать так, чтобы пользователи могли беспрепятственно перемещаться между ними – уходить с бизнес-встречи в онлайн-кинотеатр или быстро "перепрыгивать" из мессенджера в видеоконференцию. Всё это человек должен делать без переключения между своими страничками в Сети (сейчас, к примеру, вы заходите в Instagram, чтобы посмотреть фото, потом в WhatsApp, чтобы написать сообщение. Такого в метавселенной не должно быть). Виртуальный портрет должен быть один, который навсегда закрепится за пользователем.

Третье условие – это доступность соцсетей. В идеале в них может попасть каждый. В перспективе это поможет стереть различия между разными слоями населения, потому что в реальной жизни они очень видны (хотя бы по месту жительства или одежде), а в виртуальной среде их можно будет свести на нет. Там можно будет стать тем, кем хочется быть.

Не без недостатков

– Самым большим минусом является то, что мы ещё не знаем, каковы недостатки новой технологии. И предугадать их невозможно, – говорит Рабиндра Ратан.

Самый очевидный минус, с которым мы наверняка столкнёмся, – это угроза конфиденциальности данных. Появятся мошенники, которые будут притворяться вами или торговать чужими аватарами, как паспортами. И чем изощрённей будут технологии, тем хитрее будут работать киберпреступники. Не забывайте ещё и о том, что ваш аватар будет повторять движения вашего тела, а они, в свою очередь, многое говорят о состоянии здоровья. Эту информацию тоже могут использовать злоумышленники.

Другой недостаток, с которым мы сталкиваемся уже сегодня, – люди полностью уйдут в виртуальность. Вместо пробежек на свежем воздухе человек будет топтаться на месте дома, надев очки, а вместо встреч с реальными друзьями будет разговаривать с их аватарами. Всё это может иметь непредсказуемые последствия для человеческой психики. И к сожалению, они будут негативными.

Наконец, разные поколения отреагируют на мета- вселенную по-разному. Если взрослые будут знать, что этот мир нереальный, то дети могут вырасти с уверенностью в том, что Meta – это и есть реальный мир.

5–10 лет потребуется Meta, чтобы заработать полноценно.

Эксперт
Джон Престон, профессор социологии в Эссекском университете (Великобритания)

- Каковы основные плюсы и минусы метавселенной, которую создал Facebook?
- На первый взгляд, метавселенная не предлагает ничего нового. Виртуальная реальность, дополненная реальность, аватары, которые представляют вас в этой цифровой вселенной, – всё это уже устоявшиеся технологии. Однако то, что Meta в конечном счёте сделает, вызывает беспокойство, потому что существование любого из нас там будет коммерческой сделкой. За пребывание там нужно будет платить, а не существовать там не получится, потому что там будут все. Там будут и работать, и отдыхать, и играть, и встречаться. Цукерберг запланировал Meta как "киберфизическую" вселенную, то есть такую, где будут объединены виртуальный (кибер) и реальный (физический) мир. Но от этого слияния выиграют не пользователи, а корпорации, которые будут предоставлять там услуги.

- Метавселенная – это естественный шаг в эволюции глобальных коммуникаций?
- IT-гиганты, может, и повременили бы с переходом к метавселенной, но их поторопила пандемия. Сейчас всё происходит онлайн, но какого-то одного мира для всех этих операций не существует. Всё происходит через огромное количество каналов – торговля, работа, учёба, развлечения. Это породило битву между технологическими компаниями за то, кто будет контролировать эту огромную инфраструктуру. И пока что эту битву выигрывает Цукерберг. Огромный минус этого в том, что Meta создаётся не ради развития технологий во имя человечества, а во имя прибыли.

- А кто кроме Цукерберга работает над метавселенной?
- Монополии с большой прибылью – например Microsoft – работают над целостными концепциями метавселенных, но их мало. Гораздо проще поступить, как Apple: они создали свой мир для "яблочников", куда сложно попасть, не имея продуктов компании. Эта модель вселенной проще и привлекательнее для бизнесменов.