Пандемия COVID-19 многих заставила думать, что мы не сможем жить на Земле вечно. Но как может исчезнуть человечество? Metro поговорило на эту тему с автором книги "Мир без нас" Аланом Вайсманом.

Расскажите о своей книге. Что побудило вас написать о конце человечества?
– Я написал её не потому, что хотел бы лишить планету людей. Наоборот, я очень хочу, чтобы мы остались жить на планете как вид.  Очевидно, что то, что мы творим сейчас с нашей экологией, не работает в нашу пользу. Мы очень сильно поменяли глобальную экосистему, и я боюсь, что планета не скажет нам за это спасибо, и получится, что мы погубим самих себя. Я хотел бы, чтобы читатели увидели мир моими глазами: какой прекрасной может быть природа, если не перекрывать ей "кислород", как необходимо нам это ценить.  

Как могут исчезнуть люди?
– Понимаете, мы всего лишь один из видов. И мы исчезнем, потому что все виды рано или поздно вымирают. По сути, мы просто животные, более сознательные, чем другие. Да, мы можем просуществовать тысячи или даже миллионы лет, но рано или поздно наш вид начнёт испытывать проблемы с приспособлением к окружающей среде, с развитием. Доподлинно известно, что человечество уже переживало несколько катастроф – либо по экологическим причинам, либо в результате пандемии, подобной той, которую мы переживаем сегодня. Напомню, что чума унесла жизни от 20 до 25 млн людей – это огромные цифры.

Что вы думаете о причинах пандемии  COVID-19?
– Природа не допускает дисбаланс до бесконечности, и современная пандемия показала это. То, что происходит сейчас, должно научить нас, как правильно сосуществовать со всем, что есть на планете.

Что ещё опасно для нас?
– Сейчас наступило время, которого планета ещё не видела. Во-первых, атмосфера может просто в один день не выдержать такой бешеной концентрации углекислого газа. Во-вторых, средняя температура по Земле сейчас на несколько градусов выше, чем должна быть в идеале. И в-третьих, почему-то люди перестали говорить о запасах чистой воды, а они тоже могут однажды закончиться. Все эти проблемы есть, а вот методов их решения – нет. Получается, что главная опасность для нас – это мы сами.

Что случится с планетой, когда люди исчезнут?
– Сначала всё зазеленеет, это я вам точно скажу. Все самые высокие здания мира покроются травой, животные почувствуют себя наконец-то хозяевами природы (как это и должно быть). Знаете, сколько нужно природе, чтобы восстановиться? Около полувека, по моим подсчётам. С одной стороны, это не очень много – чуть меньше, чем средняя продолжительность жизни землянина. А с другой стороны, представьте, сколько сил мы отняли у природы, что ей необходимы 50 лет на восстановление.

Как будут выглядеть крупные города, если в них не будет людей?
– Я опросил сотни людей, учёных, инженеров, биологов, экологов, чтобы узнать ответ на этот вопрос. Они объяснили, что без технического обслуживания – то есть, если в мегаполисах не будут проводиться ремонтные работы, не будет ездить транспорт, никто не будет менять вывески на магазинах – наши города очень быстро превратятся в одну большую иллюстрацию к постапокалипсису. Поэтому города, в которых мы сегодня живём, – это прежде всего люди, а не архитектура, парки, скверы и дороги.
Давайте посмотрим на Нью-Йорк. Вы знали, что метро в этом городе проложено под островом? До прихода европейцев на континент здесь были только болота, реки и водопады. Но постепенно люди сделали эту территорию удобной для себя, и вот с 20-го века более 80 насосов 24 часа в сутки откачивают эту воду, которой очень хочется вернуться "домой". Но она не может – там метро. Так как природа любит баланс, ей не нравится, что вода фактически полностью исчезла из Нью-Йорка, поэтому она "проливает" её в качестве дождей. Но и тут люди "постарались" для самих себя: из-за огромного количества вредных веществ в атмосфере на Нью-Йорк часто льются кислотные дожди.
Иногда я думаю о том, какие именно здания останутся после нас. После майя и египтян остались пирамиды, а что оставим мы?

То есть у вас нет мыслей на этот счёт?
– Есть. Мы оставим более 440 атомных станций по всему миру, которые без постоянного технического обслуживания будут плавиться на солнце и в итоге взорвутся. Начнётся радиоактивный пожар. Ужасно осознавать, что мы навредим природе даже после того, как исчезнем. Но самое удивительное, что и к этому мир сможет приспособиться. Он уже однажды сделал это, когда произошла катастрофа в Чернобыле. Это было в 1986 году, а природа на пострадавшей территории уже достаточно восстановилась. Туда даже люди теперь могут ездить.

Подводя итог, скажите, станет ли планета лучше без нас?
– Многие люди спрашивают меня, считаю ли я людей "вирусом" на планете или чем-то вроде рака. Я отвечу так: рак – это всегда ужасно, а мы как вид сотворили много прекрасного. Я имею в виду музыку, искусство, научные открытия. Как представитель своего вида я не хочу, чтобы мы исчезли. Но чтобы этого не произошло, нам нужно договориться с природой, найти баланс. А пока мы только и делаем, что ругаемся с планетой.


200 тысяч лет на Земле существует человечество – по самым скромным подсчётам.


"Природа зацветёт с новой силой, даже если на это уйдут миллионы лет, даже если на ней останутся шрамы, нанесённые нами".
Алан Вайсман, автор книги "Мир без нас"