Звезда популярного сериала "Шерлок" давно доказал свой талант: ему с лёгкостью удаётся воплощать на экране и Хана из фильма "Стартрек: Возмездие" (2013), и основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа в "Пятой власти" (2013), и марвеловского Доктора Стрэнджа.

44-летний актёр успел также сыграть британского математика Алана Тьюринга, взломавшего код немецкой шифровальной машины Enigma во время Второй мировой войны ("Игра в имитацию"). За эту роль он был номинирован на "Золотой глобус" и "Оскар". На этот раз зрители увидят Камбербэтча в роли британского бизнесмена и шпиона, который во время холодной войны собирал разведданные в СССР. Сценарий "Игр шпионов" основан на реальных событиях и рассказывает историю Гревилла Винна – связного Олега Пеньковского, полковника ГРУ Генштаба Министерства обороны СССР.

- Когда вы читали сценарий, чем вас вдохновила история Гревилла Винна?
- Мои родители смутно помнили эту историю. Для моего же поколения это было делом давно минувших дней, и мне стало любопытно. Доминик (режиссёр Доминик Кук) принёс мне сценарий, и подача роли меня зацепила. Я давно хотел поработать с Домиником, но всё-таки согласился я именно из-за невероятной истории своего героя, который из обычного продавца превратился в выдающегося человека своего времени. Он рисковал свободой и жизнью, отправляясь в Москву и возвращаясь из неё, чтобы доставить стране самую важную информацию от самой высокопоставленной советской службы во время холодной войны. Он фактически позволил американской, а также английской разведке бросить вызов русским. И дал Кеннеди возможность разыграть свой ход в игре, пока остальной мир затаил дыхание. Невероятно, как этот полноватый парень из среднего класса, играющий в гольф, стал фигурой, от которой в какой-то степени зависела судьба всего мира. Меня поглотила эта история. Я со страстью брался за эту работу.

- Ваш персонаж сыграл важную роль в холодной войне.
- Да, в тот момент это действительно было так. И в этом есть историческое послание для наших дней – каждый может сыграть свою роль, каким бы бессильным он сам себя ни считал. Нас могут попросить сделать что-то, что окажет огромное влияние на благополучие многих людей, но это, конечно, требует смелости и решимости. 

- У фильма действительно есть послание к нашим дням...
- Конечно, и хотя здесь речь идёт про войну коммунизма и капитализма, очень важно рассматривать это с точки зрения общих целей. Наши герои думали, что курс и позиция России были агрессивными, параноидальными и потенциально опасными для мира, но причиной был эгоизм лидера страны. Это эквивалентно тому, как кто-то может сказать: "Я верю в свою партию, я верю в эту страну, но я не верю в действия этого лидера". Таким образом, есть параллели с тем, что в последние годы происходит в Америке.

- Как вам работалось с Мерабом Нинидзе, который играет Олега Пеньковского в фильме? Между вашими героями есть химия.
- В контексте фильма мы ладим друг с другом очень хорошо. Играть приходилось наивно, понемногу открывая друг друга, не без подозрений и некоторой злости. (Смеётся.) Дружба наших героев разгорается в очень напряжённой ситуации. В наших взаимоотношениях постоянно была динамика, но я обожаю этого парня (Мераба Нинидзе), он настолько великодушен, и с ним легко работать. У него отличная харизма. Он глубоко погружается в роль и досконально всё исследует в ней. Так что мы с ним с самого начала были на одной волне и стали большими друзьями. Мераб дал мне литературу, чтобы я мог лучше понять русский ум того времени. С ним было приятно что-то обсуждать и просто веселиться.

- Вы сыграли Алана Тьюринга, который, несмотря на свои достижения, попал в тюрьму за то, что он гей. История иногда исправляет свои ошибки. Считаете ли вы, что фильмы про этих людей важны именно с этой точки зрения, как некая реабилитация?
- Мне достаточно, что эти имена снова стали известны. Тьюринг был одним из тысяч мужчин, привлечённых к уголовной ответственности за свою сексуальную ориентацию в то время. Что касается "Игр шпионов", я горд, что снимался в этом фильме, и ужасно, конечно, что Пеньковский не выжил (был расстрелян за измену родине. – Прим. ред.). Рассказывать историю о том, какую невероятную жертву они принесли и на какой риск пошли, – это высшая честь.

- Этот фильм был для вас сложен и физически: нужно было набрать вес, сбросить его и снова набрать.
- Да, в начале Винн был бизнесменом, у которого был небольшой лишний вес из-за званых обедов, гольфа и его неторопливой жизни продавца. Он был артистом... Если вы "погуглите" его фотографии, то увидите до и после. После Карибского кризиса, когда он был освобождён из тюрьмы, находился в депрессии, этот человек, так много переживший, выглядел совсем иначе.  Я подумал, что нужно построить фильм так, чтобы у меня была пауза и я смог похудеть. Вес я сбрасывал, много занимаясь физическими упражнениями, плаванием и придерживаясь строгой диеты. Парня держали под стражей два года, так что, по крайней мере, я мог хотя бы чуть-чуть на физическом уровне попытаться испытать некий дискомфорт и муки.

- Есть ли у вас какие-то детские воспоминания про холодную войну?
- Честно говоря, нет. Теперь я знаю гораздо больше. Конечно, что-то я знал, но скорее по учебникам. Должен сказать, что за время съёмок я много читал об этом времени и теперь разбираюсь в вопросе.

"Фильм потребовал много страсти, усилий, тяжёлой работы и любви, поэтому мне важно, чтобы он нашёл отклик у зрителей. Будут призы – отлично. Но любовь зрителей прежде всего", - Бенедикт Камбербэтч, английский актёр

Сюжет и исторические факты

  • "Игры шпионов" рассказывают реальную историю британского бизнесмена, который помог ЦРУ проникнуть в советскую ядерную программу во время холодной войны. Винн и его источник Олег Пеньковский передали западным западным спецслужбам информацию, которая якобы положила конец кубинскому ракетному кризису.
  • Мнения экспертов относительно деятельности Олега Пеньковского сильно расходятся. Одни специалисты утверждают, что полковник ГРУ был самым результативным западным шпионом, другие же уверены, что Пеньковский вообще не имел доступа к гостайне. Третьи же полагают, что он не предавал Родину, а был каналом дезинформации, и суд над ним и расстрел были инсценировкой.