Почему даже экстренное закрытие границ не спасает от проникновения нового штамма?
Всё нужно делать заранее. Мы получаем информацию о том или ином вирусе, когда он уже распространился. Нужно строго контролировать перемещение людей через границы, причём не только между странами, но и в рамках регионов. Любые въезды и выезды должны проходить через карантинную зону, это простая эпидемиологическая догма. Увы, эпидемиология зачастую уступает экономике, бизнесу, общественным настроениям. Люди на Западе не хотят подчиняться эпидемиологам, им хочется жить как обычно.
Что нужно делать, чтобы в страны не попадал новый штамм?
Если вы не хотите, чтобы к вам залетали новые штаммы, нужно, чтобы к вам не залетали люди. А если вы их пускаете, то они должны пройти карантин, иначе появление нового штамма неизбежно. И вполне вероятно, что он драматично изменит эпидемиологическую ситуацию в стране, как это произошло с "дельтой". Она привела к массовой гибели людей. Кстати, учёным было очевидно, что в густо заселённой Индии может родиться очень опасный штамм. Более того, думаю, ещё не один штамм прилетит к нам из Индии...
Что означают мутации, которых очень много у нового штамма?
Мутации помогут вирусу лучше справляться с уже сформировавшимся иммунным ответом. Условно говоря, системы ПВО организма человека ориентированы на какие-то трафареты, образы подлетающих к ним звездолётов, и чем больше у звездолёта изменений, тем сложнее идентифицировать его как вражеский. Большое количество мутаций на поверхности вируса приведёт к тому, что существующие антитела не смогут эффективно работать. Но нельзя говорить и о том, что иммунная система совсем не будет готова к вторжению... Однако количество мутаций настораживает.
В чём отличие этого штамма от "дельты"?
Для "ботсванского" вируса будет открыта дополнительная ниша – из-за большого числа аминокислотных изменений он сможет лучше инфицировать людей, даже при наличии у них иммунитета, который сформировался в отношении предыдущих штаммов. Если выражаться совсем просто, люди могут начать болеть по второму кругу. "Ботсванский вирус", скорее всего, не сможет конкурировать с "дельтой" по контагиозности (заразительности. – Прим. ред.) и патологии. Он будет касаться людей, которых "дельта" не может инфицировать напрямую. Фактически он будет пытаться инфицировать людей, которые уже переболели или вакцинировались.
Какие шаги стоит предпринять?
Нужно стараться проводить дополнительные клинические испытания, даже параллельно друг другу, чтобы быстрее реагировать на угрозы. Традиционные нормативы не успевают за основными вызовами, которые бросает нам пандемия. Человечество реагирует запоздало, страны вырабатывают разрозненные стратегии. Одни страны, как Китай, полностью закрылись, другие – полностью переболели, а третьи, в том числе западные, выбрали промежуточную позицию, то закрывая границы, то открывая их. И с вакцинами тоже всё растягивается. А ведь пандемия – угроза глобальная. Последствия могут быть ужасными.