Войны в родительских чатах набирают обороты. Иногда от взаимных оскорблений в соцсетях мамы и папы переходят к реальной битве. В одной из типичных ситуаций решило разобраться Metro

Адаптация наступает не всегда

В одном из детских садов Петербурга трёхлетний Антон (имя изменено. – Прим. ред.) стал настоящим "бедствием", всколыхнувшим мирную детсадовскую жизнь. Воспитатели за несколько месяцев намучились с ним и украдкой жаловались, что с таким ребёнком столкнулись впервые за долгие годы работы в саду. Антон постоянно убегал на прогулках, кидался в детей игрушками, толкал и обижал. Родители малышей терпели, так как надеялись на скорейшую адаптацию ребёнка. Но увы.

Апогеем стала ситуация, когда Антон покусал другого мальчика, мирно игравшего с машинкой. И тут в детсадовском чате у одной из родительниц лопнуло терпение. "Родители! Чьих детей ещё обижает Антон? Сегодня он укусил мальчика! Он постоянно обижает мою дочь, да и других детей тоже. Я поговорила с его папой, но эффекта – ноль!"

Панические атаки, или "Лупи чем попало!"

Мамочки откликнулись тут же. Выяснилось, что проблемы с Антоном возникли чуть ли не у каждого ребёнка в группе. Сообщения посыпались одно за другим: "Мы сейчас не ходим в сад по причине того, что у моей дочери начались панические атаки ночью из-за чего-то, произошедшего в саду. Я так поняла, что из-за этого мальчика", "У меня просто нет сил это терпеть! Я надеялась, что мальчик адаптируется и перестанет так себя вести. Но после Нового года дочь жалуется намного чаще, чем раньше. И плачет, и боится ходить в сад", "Воспитатели при нём не дают детям карандаши, так как боятся, что он в глаз кому-нибудь ткнёт!"

Некоторые родители решили разобраться с ситуацией радикально: "Странно получается. Мы всегда учили своего ребёнка не драться, а решать все проблемные ситуации словами. А теперь говорим: давай сдачи! Лупи в ответ чем попало". Ребёнок говорит: "Нет, так же нельзя!" А мы говорим: "Нет, уже можно!" Нам самим неприятно учить сына такому, но выхода другого не видим".

Написала в чат и мама Антона. По её мнению, сын не стал бы просто так, без причины, обижать других. Так что, как говорится, сами виноваты. После этих слов посыпались взаимные оскорбления и угрозы написать "куда следует". Стоит ли говорить, что многочасовая перепалка в Интернете не помогла решить проблему. Выход из сложившейся ситуации родителям и детям пока найти не удалось.

Ребёнок останется в группе

– Изолировать Антона от других детей мы не имеем права, это нарушение Конвенции о правах ребёнка, – объяснила  Metro заведующая детским садом. – Мы можем только порекомендовать родителям мальчика работу с психологом. Сейчас приветствуется инклюзия: даже детей с какими-то отклонениями помещают в обычные общеобразовательные группы. Эта инклюзия давно подписана президентом, больные дети могут учиться наравне со здоровыми. Специализированные заведения сократили.

Воспитатели должны находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Они везде ходят с Антоном за ручку. Контролируют. Если что, они его отсаживают, отвлекают, направляют. Да, это в ущерб другим детям, но это единственное, что мы можем сделать. У мальчика же нет справки, что у него какие-то отклонения. Раз он попал в обычный сад, значит, проходил медицинскую комиссию. В этой ситуации мы можем предложить только работу с психологом – как родителей, так и ребёнка, и то с согласия родителей.

Священная война

Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию врача-психотерапевта Дмитрия Ковпака.

 – То, что родители выясняют "на повышенных тонах" свои отношения, – это так называемая смещённая агрессия, когда в обезличенном общении в чате люди позволяют себе более экспрессивные и агрессивные высказывания. И поэтому возникают интернет-холивары (спор, в котором каждый из участников полностью уверен в собственной правоте и даже не пытается понять мнение противника. – Прим.ред.). Действует также ещё целый ряд факторов – от защиты собственного ребёнка любой ценой, независимо от его поведения, до компенсации в таких "битвах" каких-то иных своих проблем и переключения с них на актуальную ситуацию конфликта.

По словам психотерапевта, каждому из наших детей, отправляясь во внешний мир, придётся столкнуться со всеми его проявлениями. И не всегда приятными. Это часть взросления.

   – Дети знакомятся на детской площадке и в детском саду со сверстниками и разнообразием коммуникации, социальной жизни и различных форм взаимодействия, включая грубость и агрессию. Такие игровые формы, включая физические контакты, – часть обучения. Умение постоять за себя и при необходимости дать сдачи – часть такого научения. Надо понимать, что агрессия в детских коллективах была, есть и будет, но, конечно, бывают такие эксцессы, которые требуют не игнорирования, а привлечения большого внимания и комплексной работы. Здесь необходима работа и семейных психотерапевтов, и педагогов-психологов.