Делегация членов президентского Совета по правам человека посетила туберкулёзную больницу ФСИН в Саратове.

Лечебное учреждение стало скандально известным после публикации видео с издевательствами над заключёнными. Вслед за проверками последовал целый ряд увольнений, взысканий и уголовных дел.

Клятва Гиппократа

Сейчас в больнице, которая в этом году стала синонимом слова "пытки", назначено новое руководство. Правозащитникам удалось пообщаться с администрацией.

– В день нашего визита был назначен новый начальник этой больницы. И им стал не сотрудник системы ФСИН, а врач, в прошлом  военный хирург. Это внушает оптимизм, – рассказала Metro член СПЧ Ева Меркачёва. –  Его назначение – очень мудрое решение, поскольку медики из другой категории людей. Они как минимум давали клятву Гиппократа. Новый начальник – отец троих детей. Мне показалось, что этот человек точно не смог бы прийти домой к своим детям и спокойно проводить время с семьёй, зная, что у него в учреждении кого-то пытают шваброй.

Активисты низшего звена

К сожалению, назначением новой администрации решить все проблемы разом не получится. Руководству предстоит проделать огромную работу, чтобы вернуть в учреждение "здоровую" обстановку.

– Там не всё так просто до сих пор. Некоторые заключённые рассказали, что ещё остались "активисты" низшего звена, которые по-прежнему пытаются вымогать деньги, – призналась Меркачёва. – А именно с этого всё начинается. Там всё настолько стало расшатанным и неуправляемым, что я с трудом представляю, что там нужно сделать, чтобы всё урегулировать и привести в порядок. Нам показывали записи, где заключённые матерятся на сотрудников, бросаются.

Однако визит правозащитников уже сдвинул дело с мёртвой точки и способствовал созданию доверительных отношений между заключёнными и администрацией больницы ФСИН.

– Заключённые только при нас соглашались что-то рассказывать, – объяснила правозащитница. – Новый начальник получил много информации, а какими будут его дальнейшие действия –  нужно смотреть. Думаю, как минимум эта информация будет для него ценной.  Об этих "активистах" не знали ни он, ни новое руководство УФСИН.

Во всём видят подвох

На следующий день после приезда правозащитников в СМИ появилась информация, что из "пыточной" вывезли несколько десятков заключённых, которые собирались рассказать о зверствах и попытках администрации скрыть улики. Однако, как пояснила Меркачёва, никакой злонамеренности в действиях администрации не было.

– Это был запланированный медицинский этап. Заключённых из больницы выписывают группами, потому что для их сопровождения нужен конвой. Нам дали списки, никто из них официально не проходит в качестве потерпевших. Никто ничего не скрывал, – заверила правозащитница. – Просто ситуация настолько накалилась, что во всём теперь видят подвох. И это понятно, поскольку старым руководством всё скрывалось. Доходило вплоть до того, что полы срывали в помещениях, где проходили пытки, чтобы экспертиза не обнаружила следы биологических жидкостей.

10 тыс. рублей с копейками –  зарплата младшего сотрудника колонии. Элементарная бедность вынуждает людей вымогать.