На днях я решил зайти в один из своих любимых книжных в центре – посмотреть новинки, полистать то, что давно приглянулось, но вместо этого разглядывал свечки, пластинки и канцелярию. И всех этих мелочей в магазине теперь в избытке. Книги тоже присутствуют, но кажется, что они уже не главные на этой сцене.

Об уменьшении доли книжного сегмента уже рапортуют и некоторые книжные сети. К примеру, как сообщает "Коммерсантъ", в сети магазинов "Республика" книги составляют сейчас 40% от общего числа товаров (в прошлом году показатель был выше на 15%). Перемены в "Республике" заметили и книголюбы.

– Они начались, кажется, где-то с конца февраля – тогда в книжном у меня на районе из центра зала убрали стеллаж, где можно было найти последние новинки, а на это место поставили стеллажи с едой, – рассказала Metro маркетолог Евгения. – В марте в магазине появилось ещё и небольшое кафе, книги убрали, грубо говоря, на задний план. На мой вопрос девчонки-продавщицы намекнули, что это всё сделано ради привлечения клиентов, поскольку книг стало мало, а ещё они подорожали и спрос упал. А когда есть дополнительные опции вроде кафе с вкусным кофе, то клиент как бы и выручку принесёт, и, может быть, книжку ещё какую-то купит.

Однако другие книжные сети уверяют, что смещение фокуса не такое масштабное, каким кажется на первый взгляд. Ольга Олюшина, руководитель пресс-службы федеральной книжной сети "Читай-город", рассказала Metro, что падение доли книжного ассортимента в прошлом году составило лишь 1% – и то лишь за счёт увеличения количества товаров другого плана. По её словам, книг покупать меньше не стали, а все изменения делаются для удобства покупателей.

– Покупателям удобно, когда в одном месте можно купить сразу несколько категорий товаров. Так, например, традиционно в конце лета родители школьников приобретают и книги, и канцелярию, и какие-то дополнительные мелочи. Такая практика распространена и пользуется спросом, – объясняет Ольга. – К тому же есть такое понятие, как "третье место". В жизни человека на первом месте находится дом, на втором – работа, а третьим местом является точка, куда приходят расслабиться и провести время. Книжный магазин может выступать таким "третьим местом", где можно и кофе выпить, и книжку приобрести, и с друзьями пообщаться. Этот формат очень востребован, поэтому таких магазинов будет только больше.

И похоже, что некоторых такой формат действительно привлекает больше. Например, ивент-менеджер и коллекционер Достоевского Станислав считает, что меняться книжным магазинам приказало время и в этом нет никакого двойного дна.

– Мне кажется, проблема больше надумана, чем реально существует, – считает Станислав. – Книжным надо показывать, что это не консервативное место, что здесь можно развлечься и хорошо провести время. Мне кажется, именно по этой причине некоторые книжные в столице продают винил, а ещё дают возможность его прямо на месте послушать.

Поможет ли новая концепция остаться книжным на плаву? Член Российского книжного союза Надежда Михайлова считает, что книжный рынок приходит в упадок. 

– В цепочке "полиграфия-издательства-книжная торговля" книжные магазины – самое низкорентабельное звено, поэтому им труднее выживать. Если судить по количеству книг, выходящих в последнее время в стране, мы пока ещё много не потеряли, но пандемия окончательно убила трафик в книжных, и он не восстановился, – считает эксперт. – Поэтому магазины вынуждены искать дополнительные группы товаров для привлечения покупателей. Не будет грамотной поддержки со стороны государства – маркетплейсы будут расти, а книжные магазины закрываться.