О чем фильм
Главный герой картины – Дмитрий Поштаренко, руководитель мастерской "Невский баталист", участник ООД "Поисковое движение России" и автор историко-художественных трехмерных панорам и диорам. Посещая созданную им выставку, посетители становятся частью происходящего: вокруг танки, взрывы, поезда, самолеты и разрушенные дома, а между всем этим – борющиеся за жизнь фигуры фронтовиков с детально переданными эмоциями и будто живыми глазами. Они погружают гостей экспозиции во времена Великой Отечественной войны.
Как появилась идея фильма и где вы познакомились с главным героем?
В 2018 году я приехал на съемки для новостного сюжета в один из военно-исторических музеев в Ленинградской области. Важно сказать, что я очень скептически отношусь к подобным экспозициям, потому что они редко бывают искренними и достоверными, на мой взгляд. Но среди замерших скульптур, под циничные речи чиновников я увидел молодого человека, поправлявшего грим одному из персонажей. У меня было такое ощущение, что от его чутких прикосновений искусственный солдат, созданный для того, чтобы искусственно умереть, будто бы ожил: он начинал видеть и чувствовать. Но что он смог бы здесь увидеть и почувствовать, если бы действительно вновь стал живым?
Второй раз я задал себе этот вопрос на Невском пятачке, стоя с камерой в руках в глубокой яме среди перемешанных в рыжей земле костей советских и немецких солдат. Я спросил себя, что я могу сделать для них, брошенных тогда их современниками и забытых последующими поколениями людей? В моем видоискателе я вижу все того же молодого человека, только повзрослевшего на два года, и я говорю ему: "Дима, я понял, про что хочу снять кино, и это наш первый съемочный день".
Это документальный фильм, много ли в нем вымышленного? Игрового?
Это художественное произведение, в основании которого – реальная жизнь, но пропущенная через мои субъективные ощущения от до сих пор ноющих ран в нашем прошлом. Скажу лишь, что в этой работе не было ни одного постановочного действия, но является ли он документальным? Мне кажется, что нет.
Почему трейлер выглядит так жутко, как будто это фильм ужасов?
Может быть, его так специально смонтировали? Может, так получилось случайно. Думаю, что нужно посмотреть весь фильм, чтобы ответить на этот вопрос.
Что вы хотели донести до зрителя этим фильмом?
Не хотелось бы лишать зрителей возможности подумать самим, в чем главный смысл фильма. Пусть человек пройдет своим маршрутом по тем дорогам, которые я и наша съемочная группа проложили для него. Для нас эта тема особенная, и каждый может найти в фильме ключ к своей личной истории, по-другому посмотреть на то истинное, уже исчезающее прошлое. Обратите внимание на глаза этих заново рожденных солдат, кажется, они о чем-то спрашивают нас.
- В прошлом году картина "Живой" получила множество престижных наград, среди которых – "Лучший документальный фильм года" (первая премия им. Дзиги Вертова за достижения в области неигрового кино), "Лучший неигровой кинофильм" (национальная премия в области неигрового кино и телевидения "Лавровая ветвь"), "Лучший полнометражный фильм" (фестиваль документального кино "Россия").
- Режиссер Константин Селин родился в 1989 году в Красноярске.
- Несколько лет работал режиссером монтажа на телевидении, параллельно учился в КГПУ им. Астафьева на филологическом факультете. В 2009 году окончил сценарную мастерскую французских кинодокументалистов Элен Шатлен и Кристофа Постика "SiberiaDOC". В 2015 году окончил режиссерскую мастерскую Павла Медведева в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения.
- Является автором фильмов "Бронский" (2012), "Хроники не случившейся революции" (2017), "Верните мои руки" (2020), "Лето 2331" (2021), "Третья волна" (2021).