Режиссер "Курьера" и "Зимнего вечера в Гаграх" на этот раз снял комедийный детектив "Хитровка. Знак четырех", в которой объединил творчество Артура Конан Дойля и Владимира Гиляровского. 

Все началось, когда в 1902 году режиссер Константин Станиславский (Константин Крюков) в поисках вдохновения для постановки пьесы Горького "На дне" решил изнутри узнать жизнь того самого "дна" и обратился за помощью к знатоку московских трущоб Владимиру Гиляровскому. Вместе они отправляются на легендарную бандитскую Хитровку и оказываются втянуты в расследование убийства загадочного местного жителя – индийца-сикха. 

Как рассказал Metro Михаил Пореченков, ранее ему не доводилось работать с Шахназаровым, но, получив предложение сняться у мэтра, он долго не раздумывал: 

– Прислали сценарий, и он сразу мне лег. Это лучший сценарий, который я прочитал за последнее время. Карен Георгиевич объявил: "Пойдем пробоваться", и мы попали – пришлось работать Гиляровским. 

Пореченков признался, что специально ничего не читал про своего героя: 

– А зачем мне его изучать? Мы же не документальный портрет делаем Гиляровского. Костюм надел, шапочку, посмотрел фотографии, почитал сценарий. Все, мне достаточно этого. 

Огромную работу проделали художники по костюмам. Создавая образ Гиляровского, они учитывали его стремление как писателя подчеркнуть свои народные корни, что особенно заметно на контрасте с образом с иголочки одетого Станиславского. 

– Костюмы у нас были созданы художниками по образцам, приближённым к историческим, и сшиты безукоризненно. Хорошее время было, элегантные костюмы и при этом удобные. И сделано всё было на высшем уровне, по профессии очень грамотно, – отметил Пореченков. 

Поскольку Хитровки как таковой в современной Москве не сохранилось, для съемок была возведена натурная декорация. В одной части развернулась "светская" половина Москвы, а в другой – босяцкая, "хитровская". Кроме того, на "Мосфильме" был построен многоуровневый прообраз коллектора подземной реки Неглинной, где происходит одна из кульминационных сцен.

Для съемок была возведена натурная декорация Хитровки.

Для съемок была возведена натурная декорация Хитровки.

Для съемок была возведена натурная декорация Хитровки.

"Мосфильм"

Фото:

– Где Хитровка-то? Трущоб нету, они исчезли как класс. Что там снимать? Машины, стеклопакеты? Хитровку строили на "Мосфильме", целый квартал выстраивали. 500 человек – артисты массовых сцен, рынок, круто! – описал Пореченков. – Я вообще не понимаю, как "в натуралку" работать на природе. Это ж очень тяжело, да просто холодно. У нас там боевые сцены в воде – неделю снимали. Мы бы сдохли там, если б "в натурашку" делали. И мы, и каскадеры. 

Несмотря на то, что Пореченков и сам спортсмен и сыграл писателя-атлета, трюки в картине за него всё-таки выполняли дублеры: 

– Как без каскадеров работать? Хлеб зачем у людей отбирать? У них своя работа – у меня своя. Мне надо в кадре лицом посветить. 

Актер признался, что работалось на площадке "приятно, весело и озорно": 

– Я всех знаю. Со всеми так или иначе мы работали. Все прошло без сучка, без задоринки. С Костяном мы в хороших отношениях, человек он приятный. Анфиса Черных – прекрасная, замечательная, наш кореш! Редко встречаешь людей противоположного пола, чтобы они ещё были и корешами нормальными. Карен Георгиевич все время советовался, спрашивал: "А давайте сделаем так, а давайте посмотрим этот дубль". Это был живой разговор. Поэтому всё приятно и здорово было.