"БоксБалет" номинирован на в категории "Лучший анимационный короткометражный фильм". Картина рассказывает историю любви боксёра Евгения и балерины Ольги. Ранее фильм успел получить призы многих российских фестивалей, в том числе: "Суздальфест", "Короче" и премию "Икар". Отметили работу и на международной конкурсе в Канаде. 

Как вы узнали про попадание в шорт-лист и что было первой реакцией?

Около месяца назад я узнал, что он прошёл в каких-то квалификациях и попал в список из порядка 80 фильмов. Для меня уже это было приятно, потому что фильмов выходит очень много и попасть в отбор со всего света – честь. Потом новостей не было, и я решил, что всё. Но не очень-то расстроился, так как у “Оскара” свои критерии в отборе авторской анимации... 

А на прошлой неделе я неожиданно получил в “Инстаграме” сообщение от серьёзного американского режиссёра, можно сказать, ветерана – Джона Маскера, который сделал полнометражный “Диснеевский” мультфильм “Алладин” и ряд других. Где-то он увидел мою работу, может, он один из отборщиков – не знаю. В общем, Маскер написал, что посмотрел и ему понравилось. 

Когда такие люди находят время сообщить тебе о таком, приятно. Узнать про попадание в шорт-лист было неожиданностью. Конечно, мне жутко приятно, но без истерики, потому что теперь как в Олимпийских играх – ну, давай, жми дальше! (Смеётся). Надо прорываться к победе, но от моих усилий уже ничего не зависит. 

Расскажите о самой идее мультфильма. Есть ли в этой истории реальная основа? Или это чистой воды метафора?

Там сошлось несколько вещей. У меня была небольшая новеллка про историю боксёра. Я её написал под впечатлением знаменитых боёв Тайсона и Холифилда в 90-е, тех самых, с откусыванием ушей и всем прочим. Было два таких больших боя, с реваншем. И Эвандер Холифилд, на которого никто не ставил, победил главного злодея на тот момент в спорте – Майка Тайсона. 

Я потом подробнее изучил историю Холифилда, который оказался очень добрым, набожным человеком. И во мне зародилась мысль о том, что у каждого события, спортивного соревнования есть какая-то подоплёка, внутренняя жизнь... Кроме того, я тогда преподавал в детской анимационной студии – и немного в школе. И заметил, что когда проводишь у детей свободный урок, предлагаешь самим выбрать, что хотят изобразить, то часто они начинают рисовать архетипичных персонажей: мальчики – военных, боксёров, а девочки – принцесс или балерин. 

Возможно, сейчас другие архетипы у детей, другие герои. Но тогда меня это удивило: кто вкладывает детям эти одинаковые образы? Как-то я кому-то ляпнул хохму: чтобы сделать хороший фильм, надо просто угодить девочкам и мальчикам. А значит, если брать архетипы, то достаточно взять принцессу или балерину, а ещё военного или боксёра. 

Тогда ляпнул и ляпнул, а потом в голове всё соединилось с той моей новеллой про боксёра, захотелось вплести в неё отношения. Ведь что у бокса, что у балета – фасад разный, а нутро очень схожее – с его проблемами, преодолениями себя, борьбой... 

"БоксБалет" как раз про это, про то, что и хрупкая балерина, и увалень боксёр в конце концов стоят перед похожими моральными выборами, которые им приходится преодолевать – и цена этому преодолению равнозначная.

Вас самого что-то связывает с боксом и балетом?

Я максимально далёк от этого. Я из художественной семьи, где всё вертелось вокруг художественного, оформительного дела, анимации. Всю жизнь занимаюсь только этим. Я только смотрю трансляции балета, и надо заметить, после работы над этим фильмом я полюбил это дело. 

Во время производства фильма в Питере на студии “Мельница” мы с аниматорами разбирали балетные сцены. Чтобы анимационные кусочки с балетом выглядели убедительно, надо было опираться на реальность. У нас плохо вначале получалось, пока мы не сели и не разобрали какие-то фрагменты классического балета, в частности, "Лебединого озера". 

Когда разобрались в механике балета, я понял, как много роднит этот вид искусства с аниматорским делом. У танцоров выразительный инструмент – тело, а у аниматора – карандаш, которым он выписывает линии. 

А бокс?

К боксу я тоже не имею никакого отношения. Хотя раньше следил за боями. Сейчас уже нет, так как это стало галимым бизнесом. Бокс, конечно, не такое простое дело, как думают многие. И побеждают в боксе не всегда самые сильные, но те, в ком есть воля, внутренний дух, ещё что-то. 

В 90-е я болел за Костю Цзю, для меня он до сих пор самый любимый боец. Он не крупный, такой добрый и тактичный, но из плеяды победителей. По сути фильм "БоксБалет" не о победе и её дивидендах, а скорее наоборот. Победа и поражение порой равны друг другу.

Надеюсь, скоро фильм выйдет. Ведь мы сделали его ещё в 2019 году, но из-за пандемии у него был перерыв. Сейчас активизировался процесс, за этот год он откатал по фестивалям всё, что мог, получил много призов, так что скоро, надеюсь, студия должна его представить широкому зрителю.