Планы на Вологду

Новости о том, что сайты по поиску и бронированию отелей приостанавливают деятельность в России: "ушли" Booking, Tripadvisor, Arbnb, – заставили нервничать тех, кто привык через них снимать жильё. И вообще планировать путешествия: там было много полезной, детальной информации о том, что посмотреть, где поесть, как арендовать автомобиль, в каких окрестностях побывать. За один заход на сайт можно было спланировать всю поездку. 

Не говоря уже о бонусах для постоянных клиентов. Мне, как обладателю "Genius 2-го уровня" (по программе лояльности на Booking), полагалась скидка на проживание 10–15%, а в каких-то отелях – и бесплатные завтрак, повышение категории номера. Неужели теперь никакой экономии?

Я давно собирался в Вологду, а оттуда съездить в Ферапонтов монастырь – посмотреть фрески Дионисия – и в другое "место силы" – древний Кирилло-Белозерский монастырь. Теперь предстояло снимать жильё, планировать поездку, искать выгоду с помощью отечественных поисковиков. 

Подобрать отель

По запросу "отель в Вологде" "Яндекс" предложил воспользоваться его же сервисом "Яндекс. Путешествия". Войдя через свой аккаунт, я был удивлён приветствием: "Добрый день. Специально для вас мы снизили цены" – что бы это ни значило, приятно. Рядом с ним заметил плашки "Кешбэк Плюс" (бонусы за покупки в сервисах поисковика) и "Возврат 20% МИР" (акция Ростуризма и платёжной системы МИР). Я применил обе опции – поисковик предложил на выбор пять отелей категорий 3 и 4 звезды, в стоимость двух из них был включён завтрак. 

Итак, за две ночи в гостинице "Светлица" (7000 руб.) на карту МИР мне должно вернуться 1400 рублей и ещё 700 бонусов – на "Яндекс. Плюс". Итого экономия составит 2100 рублей!

Однако в процессе оплаты система отклонила карту МИР. И дело оказалось не в ней. Как я выяснил на сайте мирпутешествий.рф (официального партнёра программы Ростуризма и МИРа), ни "Светлица", ни другие отели в Вологде из числа предложенных на "Яндекс. Путешествиях" в этой программе не участвуют. Пришлось воспользоваться другой картой, и теперь остаётся надеяться на возврат 700 бонусов в "Яндекс. Плюс" – это примерно соответствует размеру скидки на Booking, но бонусы я могу потратить только на сервисах российского поисковика.

Для сравнения поинтересовался, что за бронь "Светлицы" сулят другие российские сервисы. На сайте OneTwoTrip номер в этом отеле на 48 рублей дешевле. А если бы я установил приложение этого сервиса, то мог бы копить так называемые трипкоины (они эквивалентны рублю), причём в двукратном размере, и таким образом получить до 15% скидки на последующие бронирования.

У другого популярного сервиса бронирования, Ostrovok, была программа лояльности, по которой клиент копил "сны" (эквивалентные рублям), и при повышении статуса "снами" можно было оплатить до 60% бронирования отеля, но теперь эта программа не работает. 

В поисковике "Броневик" приглянувшийся отель предлагают за те же 7000 рублей за две ночи, и можно получить 8%-ный кешбэк по картам МИР и “Тинькофф”. 

А что с развлечениями и едой?

По разнообразию других услуг, которые можно заказать на сайте вслед за отелем, к ушедшим с российского рынка поисковикам приближен лишь OneTwoTrip: так, в разделе "Экскурсии" мне предложили 13 вариантов по Вологде и её окрестностям. А для того, чтобы разобраться с тем, где поесть, пришлось обратиться на Tripadvisor – благо, там приостановлены не все опции. Помогли сориентироваться не только описания кафе, ресторанов, кофеен, но и многочисленные отзывы посетителей. Этим ценен и раздел "Развлечения", где обо всех музеях и достопримечательных местах можно узнать из подробных комментариев тех, кто там побывал. Конечно, было бы удобнее всю эту информацию находить одном сайте. 

Сейчас для российских поисковиков отелей самое время занимать опустевшие ниши, улучшать опции для клиентов. Этого от них ждут и отели, которым тоже приходится адаптироваться к новым реалиям. Как сообщили Metro в российской гостиничной сети AZIMUT Hotels, победителя в двух номинациях престижной премии World Travel Awards 2021, сразу после ухода Booking доля бронирований через него сократилась с 43% до 16% и продолжает уменьшаться с каждым днём. Зато на 23% выросли бронирования через официальный сайт гостиничной сети, а через отечественные сервисы – всего на 4% и составляют лишь 7%. 

Российским поисковикам есть куда расти. "Для пользователей сервиса будет играть важную роль возможность спланировать всю поездку за один раз, то есть забронировать в одном месте не только проживание, но и билеты, и трансфер, – считают в  AZIMUT Hotels. – Большое значение будет иметь полнота информации об объекте размещения и о том, как добраться до места назначения в условиях ограничений, например, когда временно закрыты аэропорты на юге России".