Нобелевка недели

Орхан Памук
Чумные ночи

2021. Азбука-Аттикус

Аннотация: Орхан Памук – самый известный турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе. Его новая книга "Чумные ночи" – это историко-детективный роман. Место действия книги – средиземноморский остров, на котором проживает как греческое (православное), так и турецкое (исламское) население. Спокойная жизнь райского уголка нарушается с приходом в 1901 году страшной болезни – чумы. Для ее подавления, а также с иной, секретной миссией на остров прибывает врач-эпидемиолог со своей женой, племянницей султана.

Наше мнение: Для нас есть лишь одна эпидемия. Дальше работает обычная причинно-следственная связь: новый роман нобелевского лауреата вышел в оригинале весной 2021 года, а значит, ковид навеял, не иначе! Но тут логика даёт течь, ибо черновик был готов двумя годами ранее, при этом после долгой работы в архивах. В остальном всё сошлось, и пандемия доработала текст сама. Хотя мы уже далеко не малограмотные островитяне из начала XX века, затерянные на богом забытом кусочке суши, а цари природы с полётами на МКС, Интернетом на ладони и генной инженерией, по сути страхи, заблуждения и выводы у нас те же самые. Вспомните все последние истерии, противостояния прививочников и антиваксеров, QR-коды и гнев толпы, которая роняет вышки 5G. "Чумные ночи" вряд ли войдут в золотой пантеон работ Памука. Кому-то роман может показаться затянутым, кому-то даже скучным. Кто-то отметит отсутствие ярких персонажей и сюжетных поворотов. Но подкупает книга как теми самыми параллелями с ковидным настоящим, так и тщательной исторической реконструкцией. Если не вдаваться в подробности, вы можете и не понять, что и остров, и колоритные местные жители, и эпидемия выдуманы от начала и до конца (есть даже карта, как в заправском фэнтези!). При этом блестяще вплетены в историческую эпоху – детализированную участием реальных личностей, ссылками на документы и прочими финиками на стыке истории и беллетристики. Но главное для Памука другое: он показывает, что в условиях пандемии, то есть кризиса, нет правильных решений. Объявил карантин (пардон, локдаун, как модно говорить) разозлил людей и убил бизнес. Не объявил разозлил вирус и убил людей. А слухи и домыслы добьют всех. У "Чумных ночей" есть очевидное завершение, но финал нашего с вами "ковид-романа" только предстоит написать.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Мемуары недели

Уилл Смит, Марк Мэнсон
Will

2021. Бомбора

Аннотация: Из запуганного мальчишки – в легенду Голливуда. Эпическая история Уилла Смита, рассказанная им самим. Сложные отношения с отцом, взросление, головокружительная карьера и непростая личная жизнь – об этом и многом другом мистер "Я – легенда" откровенно рассказал в автобиографии Will. Смелая, вдохновляющая книга написана в соавторстве с Марком Мэнсоном, автором многомиллионного бестселлера "Тонкое искусство пофигизма".

Наше мнение: Уилл Смит – почти как Джеки Чан. В смысле его любят все (ну или, по крайней мере, не испытывают негатива к его персоне, что тоже неплохо). И мемуары он старался написать (надиктовать?) так, чтобы соответствовать своему образу счастливчика и рубахи-парня. Получилось? Скорее да, тем более с помощью нехилого соавтора. Читать Will не скучно. Тут масса простенького юмора, море воспоминаний и редкая комбинация открытости и пафоса. С одной стороны, Уилл Смит занимается показным самобичеванием, на публику признаёт свои ошибки и вытаскивает на свет события, которые бы многие постеснялись раскрывать. С другой на страницах просто зашкаливает количество эпитетов, характеризующих успех. Да так, что ближе к концу начинает подташнивать. О том, что из простого чёрного парня родом из Филадельфии он превратился в первого обладателя "Грэмми" за рэп-альбом и самого высокооплачиваемого актёра Голливуда, Уилл повторяет не десятки, сотни раз. Иногда в соседних предложениях и скопом. Плюс мемуарные клише, конечно, разбросаны в излишестве. Отец грубый и бил мать, но поддержал его на пути к мечте. Смит зазвездился и жёстко упал, но потом опять поднялся смотрите, как надо. Долго любил единственную, но она изменила. И он пустился во все тяжкие, но потом как нагрянула любовь на всю… Пардон, спойлеры пошли. Наконец, томик просто пухнет от житейского опыта и советов. Где-где, а на морализаторстве Уилл собаку съел – и отравился: слишком это навязчиво и странно смотрится. Впрочем, это условности, которые можно потерпеть. История "чернокожей Золушки" стоит того.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Научпоп недели

Брайан Фейган
Малый ледниковый период: Как климат изменил историю, 1300–1850

2021. Бомбора

Аннотация: Представьте, что в Англии растет виноград, а доплыть до Гренландии и даже Америки можно на нехитром драккаре викингов. Несколько веков назад это было реальностью, однако затем в Европе – и в нашей стране в том числе – стало намного холоднее. Людям пришлось учиться выживать в новую эпоху, вошедшую в историю как малый ледниковый период. И, надо сказать, люди весьма преуспели в этом. Эта книга рассказывает историю самого трудного, но, возможно, и самого прогрессивного периода в истории Европы.

Наше мнение: При всех недостатках книга Брайана Фейгана – замечательный повод задуматься о том, что человек ментально живёт в статике. Сколько раз мы только за этот год "обвиняли" природу с помощью синоптиков в том, что она устроила то самый холодный день за 128 лет, то самое жаркое лето. В общем, эпоха экстримов и Греты Тунберг. Но если копнуть глубже, то окажется, что современность вполне комфортна, а 650 лет до этого люди натурально выживали. Текст антрополога, которого, естественно, сразу "взяли в оборот" профи-климатологи, насыщен деталями. И это, пожалуй, его соль. Вы узнаете, к примеру, что треска, которой питались сотни тысяч человек долгие столетия, могла "психануть" и уйти в другие края из-за понижения температуры воды буквально на несколько градусов. И всё тут! Рыбу не упросишь вернуться обратно – с молитвой или без. Весь "Малый ледниковый период" состоит из таких фактов – почти кинематографичных, драматичных и судьбоносных, сменяющихся с большой скоростью. Но в конечном счёте минус в том, что у Фейгана теряются связи, а книга получается скорее журналистской, чем научной, и слегка сумбурной. Из всего нагромождения фактов автор забывает построить более-менее чёткую теорию. Было холодно? Люди умирали. Стало теплее? Люди умирали. Хворь убила картошку? В Ирландии вообще погибли миллионы. Возможно, попросту при том состоянии науки и общества другое течение жизни было нереальным, слишком человек зависел от капризов природы и несовершенства своих технологий. А ледниковые периоды тут (напрямую!) ни при чём. Делает ли это нас ближе к пониманию того, что происходит сейчас? Лишь отчасти. Но рецептов не даёт.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

"Нанокнига" недели

Олег Самохвалов
Ворота в ад. Семь и четыре

2021. Самиздат

Аннотация: Первая книга в формате upside-down. "Ворота в ад. Семь и четыре" – универсальная книга для семейной библиотеки. Раскрывая книгу, вы знакомитесь с одним из произведений: романом о любви или остросюжетной драмой о профессиональном спорте. Ворота в ад. Паша – одаренный пловец, готовый заплатить любую цену ради победы на Олимпиаде. На его пути к главной вершине в жизни спортсмена встает юный амбициозный Саша. Семь и четыре. Алексей – крупный бизнесмен, успеху которого можно только позавидовать. А еще он фантазер и талантливый рассказчик. Вместе с сыном и дочкой они погружаются в увлекательный и волшебный мир сказок.

Наше мнение: Маркетологи изо всех сил стараются продавать инновации. Если вы становитесь в чём-то первыми, то либо это супер-пупер-идея, либо ... да это никому не нужно было до сих пор. И не факт, что нужно сейчас. В случае "Ворот в ад" анонс "первой книги upside-down" – такое себе явление. Если две повести Самохвалова поместить одну за другой, а не делать "инновационный" перевёртыш, то ... представьте, абсолютно ничего не изменится. Деление на мужской и женский тексты тоже крайне условное. В целом обе повести (а это всего 90 и 63 страницы соответственно) – драмы, спортивная и семейная. Концентрированные, лаконичные, довольно реалистичные, как кажется (по крайней мере, по поступкам героев и мотивациям), но при этом откровенно киношные. Даже сериальные – будто раскадровка очередного спортивного блокбастера (если забыли, то это любимый жанр продюсеров в России после военного) и семейной истории с детективным подтекстом. Обе вас не расстроят и не удивят, вряд ли вы захотите к ним вернуться, но и бросать не станете. Тем более здесь "работы" на час. Финал также анонсируется как переворачивающий всё с ног на голову. Но меня оба не удивили, были относительно ожидаемыми, но и не скучными. Очевидно, что спортсмен и бизнесмен Олег Самохвалов активно ищет себя в литературе, очень хочет писать (дебют фэнтези "Раскинув руки и закрыв глаза" в целом приняли благосклонно) и найти массового читателя. Ждём дальнейших экспериментов (да, в России любят не повести, а романы). Inside Out?

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

История недели

Екатерина Мишаненкова
Средневековье в юбке

2021. АСТ

Аннотация: Какая она – "правильная" средневековая женщина? "Сосуд греха" или Прекрасная Дама? Ценный товар на брачном рынке или бесправная рабыня мужа? Дерзкая блудница или экзальтированная монахиня? А может, все это, вместе взятое? Или ничего из этого, так что лучше забыть все, что мы знали или думали, что знаем на эту тему, начать изучать все сначала и искать истину где-то в другом месте, где пока никто не искал. Женщины эпохи Средневековья: стереотипы и факты.

Наше мнение: В пику "Страдающему Средневековью" у Екатерины Мишаненковой женщины в Средние века страдают умеренно. Можно сказать, что "в юбке" спрятался довольно позитивный взгляд на модные у нынешних читателей времена. Отчасти в такой эмоциональной оценке виноваты наши собственные искажённые представления об истории, изобретённые в основном в Викторианскую эпоху и пересобранные потихоньку в XX веке. Если вы не особо интересуетесь тем периодом ("Века были так себе, средние" (с) Станислав Ежи Лец), то новый томик популярной серии – то, что доктор прописал. Отчасти напоминает прообраз сценария для научно-популярного сериала, который и не предполагает глубокого погружения, но даёт общее представление. И далее вы можете отталкиваться от текста и копать. Или не копать, как кому угодно. Своеобразная "Средневикипедия в юбке", которая может удивить обывателя тем, что тогда прекрасному полу жилось вольготнее и лучше, чем, к примеру, в XIX веке (всё, конечно, относительно). Если вы хотите более глубокого погружения, то смело проходите мимо, поскольку нередко это сборник фактов (конспект?), почерпнутых у известных зарубежных даже не медиевистов, а авторов научпопа. По структуре и работе с источниками всё в стиле предыдущих книг Екатерины Мишаненковой: более удачного "Блудливого Средневековья" и менее удачного "Чумазого". Рваная структура, много галопа по фактам, куча "водных процедур" (вода, вода, кругом вода) и тому подобное. Читать не скучно. Главное, не ожидайте от текста слишком многого.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото: