Фем-роман недели

Лорен Бьюкес
Земля матерей

2021. ЭКСМО

Аннотация: Вирус Калгоа выкосил почти всё мужское население Земли. Но мир женщин оказался совсем не мирным: террористки-фанатички, чёрный рынок спермы и процветание принципа "выживает сильнейший". Мужчины стали большой редкостью, а женщины скорбят о потерянных детях, мужьях и отцах. У Майлса иммунитет, и его мать крадёт мальчика из спецлагеря, чтобы вывезти из Америки на родину. На них начинается охота.

Наше мнение: Один из краеугольных вопросов актуальной повестки на Западе – а что, если мужчины вдруг исчезнут, ослабеют, превратятся в тыкву (нужное подчеркнуть). "Земля матерей" пытается решить её в формате технотриллера и по-своему – довольно чистенько, аккуратно, даже интеллигентно, но натыкается на некоторое противоречие. По содержанию это скорее young adult, подростковая приключенческая литература в пост-апокалипсисе (касается поступков, мотиваций и реалистичности происходящего), а вот вопросы она поднимает далеко не подростковые. И этот контраст время от времени мозолит глаза. Очень грубо у писательницы из ЮАР получается "Дорога" (помните фильм с Вигго Мортенсеном?) плюс "Рассказ служанки" (куда уж без Маргарет Этвуд?), но с иной моралью. Многим привычно думать, что вся жестокость в мире идёт исключительно от мужчин, а вот если бы установить матриархат, то make love, not war и наступил бы мир во всём мире. Бьюкес показывает, что это не так, ибо если одна доминанта исчезает, слабый пол в миг становится сильным. И борется за существование пуще прежнего (а, может быть, и безжалостнее мужчин). Второй план, не менее важный, – личные отношения между героиней, её сестрой и сыном. При этом литературный роуд-муви по Америке показывают сразу с трёх сторон, чтобы не занимать чью-либо. Если не увязать в деталях и не требовать от текста излишней логики и последовательности (писательница раньше промышляла комиксами и всем супергеройским), то роман выходит в меру развлекательным, в меру серьёзным и назидательным, где, возможно, придётся несколько раз менять точку зрения на происходящее. А наш с вами коронавирус несомненно добавит картинке пикантности.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Ироничный детектив недели

Куив Макдоннелл
Человек с одним из многих лиц

2021. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Пол Малкроун по просьбе сердобольного персонала дома престарелых приходит к клиентам, теряющим память, чтобы изобразить их родственников. У него настолько "обычное" лицо, что люди признают в нём своего. В первый раз его попытались убить случайно. Во второй – уже намеренно. Теперь Пол Малкроун в бегах, и ему не поможет никто, кроме медсестры, начитавшейся криминальных романов, и полицейского-отщепенца, склонного к насилию.

Наше мнение: Если вы устали от картинно-серьёзных детективов про маньяков, сектантов и продажных полицейских, то ирландец Куив Макдоннелл может оказаться настоящим спасением жанра в ваших глазах. В своей "Дублинской серии" он соединяет нетривиальные завязки, густую атмосферу колоритнейшего Дублина, харизматичных и детально выписанных персонажей, шикарнейшие, насыщенные диалоги и (это вишенка на торте, которая делает сам торт!) отличный чёрный юмор. Местами искромётный, но всё равно очень тонкий. И немудрено, ведь автор зарабатывает на хлеб как стендапер. При этом происходящее в романе он не превращает в фарс, что ценно: это не "Карты, деньги, два ствола", отнюдь. В первой книге (кстати, и во второй тоже, остальные пока не изданы, в планах) есть живая интрига, масса сюжетных твистов и занимательное бытописание из жизни ирландской столицы. И что особенно удивляет, "Человек с одним из многих лиц" – это дебют Макдоннелла. Остроумная и увлекательная книга. Строго рекомендуется поклонникам жанра!

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Магический реализм недели

У Мин-и
Человек с фасеточными глазами

2021. АСТ

Аннотация: Когда цунами обрушивает огромный остров из мусора на побережье Тайваня, два очень разных человека – изгой из мифической страны и женщина на грани самоубийства – оказываются связаны так, как они никогда не могли себе представить. С историей их дружбы переплетаются жизни других людей, пострадавших от цунами, – от защитников окружающей среды до коренных народов Тайваня – и, конечно же, таинственного человека с фасеточными глазами.

Наше мнение: Очень сложно написать книгу на околоэкологическую тематику, чтобы не удариться в плач Греты Тунберг или не быть строго назидательным. Разделяйте мусор (хочется добавить: и властвуйте!), не ешьте мясо, затыкайте раковину, когда моете руки, экономьте электричество – и далее по тексту. Тайваньский автор У Мин-и каким-то непонятным образом умудряется всё рассказать, ни разу не упомянув проблемы окружающей среды в таком ключе, напрямую. Это художественный роман, сочетающий реалистичную прозу, магический реализм, притчу и "зелёную" антиутопию и написанный явно с большой любовью к Нилу Гейману, Дэвиду Митчеллу и Харуки Мураками. Практически поэтическая история без рифм и строф: носители китайского языка на просторах сети говорят, что эта сторона слегка пострадала от перевода, но мы не вправе судить – "мандарином" не владеем. Текст содержит завуалированное размышление автора на вечные темы: жизнь в гармонии с природой, одиночество, традиции, идентичность, культура и так далее. При этом отталкивается тайваньский автор от любви к своей родине. Но чтение это не для "слабых духом": нелинейное повествование, высокая доля иносказательности и фантастических элементов, переплетение сюжетов, образы, недостаточная логика действий и мотиваций героев. Тем, кто в таком материале обычно "плывёт", будет непросто собрать паззл по крупицам и не утонуть. И наоборот – те, кто любят сложносочинённые тексты с массой расфокуса, сменой динамики и "хвостами", получат удовольствие. Словно текст сам просит: задумайтесь не только о мусоре, но и последствиях наших поступков.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Биография недели

Джеймс Паттерсон
Последние дни Джона Леннона

2021. Бомбора

Аннотация: Лето 1980 года. Джон Леннон впервые за долгие годы создаёт новые музыкальные композиции и готовится их записать. В то же время Марк Чепмен увольняется с работы в службе безопасности и садится на рейс в Нью-Йорк с пистолетом и пулями, спрятанными в багаже. Через несколько дней случится непоправимое событие, после которого мир уже не будет прежним. "Последние дни Джона Леннона" – это трагичная история заката жизни великой звезды…

Наше мнение: Журналист Джеймс Паттерсон, конечно, ещё тот маркетолог. Когда открываешь томик про "последние дни" Леннона, ожидаешь прочитать... да, про последние дни Леннона. Ну, может быть, с обильными флешбэками и прочей необходимой мишурой, предшествовавшей убийству века, и, разумеется, жизнеописанием злодея Марка Чепмена. А приходится снова погружаться в бесконечную историю "Битлов" и хронологию самого музыканта, из которой практически состоит вся книга. При этом с кучей сомнительной беллетристики, в которой автор заново изобретает, кто, что и кому говорил на кухне в 1965 году. Понятно, что автор из кожи вон лез, чтобы монетизировать 40-летие с того самого трагического дня в Нью-Йорке, но это, мне кажется, слегка чересчур. Но если вы быстро отойдёте от того, что название попыталось вас обвести вокруг пальца, опыт может оказаться позитивным. Во-первых, книга пытается играть на поле документального репортажа. Местами ты будто присутствуешь на месте событий. Во-вторых, и об этом напоминает сам переводчик в аннотации, сюжеты Чепмена написаны в прошедшем времени, а линия "битла" в настоящем (Леннон жив! Или вне времени). Наконец, реплики героев и событийные вещи так и просят читателя трактовать происходящее по-своему. Так что книга при всей своей специфике выходит за границы классической "Жизни замечательных людей".

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Онлайн недели

Джеймс Гриффитс
Великий китайский файервол

2021. Бомбора

Аннотация: Представьте, что вы оказались в мире без Интернета. Кажется, что сегодня такое практически невозможно, но иногда это результат единственного решения и нескольких нажатий на кнопку. Интернет начинался как развиваемый энтузиастами островок свободы, но с тех пор им научились управлять – как государства, так и крупные корпорации. Книга рассказывает о том, как Китай первым в мире научился управлять Интернетом и как другие страны перенимали его опыт.

Наше мнение: В начале 2000-х крупнейшие хай-тек евангелисты смеялись над желанием Пекина поставить Интернет под контроль. Мол, Сеть – пространство свободы, и что бы ты ни делал, посадить виртуально миллионы человек под замок не сможешь. Спустя 10 лет им стало не до смеха. И хуже того – модель Великого китайского файервола (наверно, худший из возможных сценариев) теперь активно "гастролирует" по миру, оставлял тут и там следы. Мы-то в России видим и знаем. Гриффитс шаг за шагом (тематически, а не только хронологически) восстанавливает картину событий: как Китай дошёл до жизни такой и показал плохой пример, который, как известно, заразителен. Более того, концы британец не подчищает: он подробно вспоминает, как Google, Yahoo и другие западные любители демократии в бизнесе пытались заигрывать с режимом ради сохранения пользователей, несущих золотые яйца. Удивительно, но в целом текст напоминает сценарий какой-то книжной антиутопии, которая, несмотря на весь сюрреализм, воплотилась в реальность. И да, России здесь посвящено немало места. В первую очередь благодаря Павлу Дурову: его истории с "ВКонтакте" и "Телеграмом". Что интересно, "передовые" китайские технологии не мешают местным компаниям занимать передовые же позиции в мировом интернет-бизнесе. Впрочем, томик Гриффитса достаточно поверхностный. Это, скажем, краткая история введения сетевой цензуры в глобальном масштабе, так что если вы в общих вехах и фактах уже разобрались, то вряд ли для вас здесь будет много нового. Но как попытка систематизировать знания и повод задуматься о том, что будет дальше, это удачный опыт.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото: