Пелевин года 

Виктор Пелевин
Transhumanism inc.
2021. ЭКСМО 

Аннотация: В будущем богатые люди смогут отделить свой мозг от старящегося тела – и станут жить почти вечно в особом "баночном" измерении. Туда уйдут вожди, мировые олигархи и архитекторы миропорядка. Там будет возможно все. Но в банку пустят не каждого. Кто и как будет бороться за власть в этом архаично-футуристическом мире победившего матриархата? К чему будут стремиться очипованные люди? Какими станут межпоколенческие проблемы, когда для поколений перестанет хватать букв? И, самое главное, какой будет любовь?

Наше мнение: Пелевин для российской литературной тусовки – словно новая модель айфона. Дорого, богато, престижно иметь и ждать обязательно. Может, "сяоми" и "хуавеи" догнали и перегнали Америку, но "яблоко" – это мастхэв, за которым и в очереди не стыдно постоять (и отдать 120к, пусть и в кредит). То есть ромашку отставить (любишь-не любишь), будь добр, читай! "Transhumanism inc." ничего не меняет, а продолжает цементировать "памятник себе нерукотворный". Это, пожалуй, самый замороченный роман культового автора, эдакий "IPhuck 10" на максималках, где его сарказм, полёт фантазии, сатира на современное общество выходят на очередной уровень, перебираясь в гротеск и издевательство над стандартами и клише. Начиная с фейковых отзывов на обложке. Понятно, что суть этого самого "Трансгуманизма" уже не в 600 страницах (бог с ними!), а в самой форме и всём, что составляет экосистему писателя. Пелевин, как индийские гуру, не учит, а бронзовеет, но только так, как он умеет. Это по-прежнему прекрасно написанный текст, который струится по страницам, разливая бесконечные продукты фантазии и задумки автора: маркетинг, технологии, конспирология, политика, буддизм, вкуснейшие диалоги и колоритные персонажи. Всё в безумном танце. И к определённой странице становится понятно, что Пелевин откровенно иронизирует над читателем, получая от этого истинное удовольствие. А тот либо включит очередного сноба, объявив Виктора Олеговича пищей для замороченных пижонов от литературы, скучной, затянутой и словно созданной яндексовской Алисой из осколков других его произведений, либо просто не будет ждать от текста чего-то нового и поучаствует в этой алхимии. Главное, как в "Матрице", выбрать правильную таблетку.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Историческая книга недели 

Крис Уоллес
Обратный отсчёт
2021. Альпина нон-фикшн 

Аннотация: В книге "Обратный отсчёт" рассказывается захватывающая история бурных месяцев, недель и дней, предшествующих 6 августа 1945 года, когда Трумэн отдает приказ сбросить бомбу на Хиросиму.

Наше мнение: Две атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, многие называют одним из главных военных преступлений в истории. При этом редко когда в наших краях (и не только – в США та же картина) пытаются проникнуть в логику другой стороны и осознать, в частности, насколько непростым было это решение. Крис Уоллес – обладатель нескольких "Эмми" и автор популярных вечерних шоу, то есть совершенно не историк. Поэтому "Обратный отсчёт" не стоит воспринимать как глубокий исследовательский труд со списком литературы на 50 страниц. Это сугубо журналистское чтиво, написанное в стиле беллетристики, легко и для максимальной аудитории. Так что не удивляйтесь, что Трумэну в тот день очень хотелось выпить (и прочей лирике от себя, пусть где-то в чьих-то мемуарах можно было это найти). По большому счёту это готовый сценарий для сериала, поскольку главы, повествующие об отдельных персонажах, связанных с бомбардировкой, перемежаются между собой, оставляя хуки, интригу, и классически нафаршированы ретроспективами в прошлое. Несмотря на телевизионный, художественный и слегка поверхностный подход (или скорее благодаря тому), у Уоллеса получается хорошая книга с обратным отсчётом для ужасающего финала Второй мировой. С целым набором мнений и галереей реальных исторических персонажей. И, что важно, подумать здесь будет о чём: о тех, кто приказы отдавал, и тех, кто им следовал.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Дочки-матери недели 

Нэнси Чжуён Ким
Последняя история Мины Ли
2021. ЭКСМО 

Аннотация: Мама любит быструю езду. Мама плохо знает английский. Мама покупает сливочное мороженое. Мама не любит вспоминать о прошлом. Мама красивая. Мама смелая. Мама одинокая. Мама перестала отвечать на звонки. Мама найдена мертвой в среду. Кто же ты, мама?

Наше мнение: Нэнси Чжуён Ким пишет очень складную и достаточно реалистичную эмигрантскую прозу. Она сама потомок корейцев, приехавших в США, так что можно надеяться на относительно честное описание быта и реалий. Таким всё в тексте на поверку и оказывается: этнические моменты читать крайне занимательно – будни корейского квартала посреди латиноамериканского Лос-Анджелеса, где про английский вообще ничего не слышали, как и многочисленные кулинарные экскурсы. Последних достаточно, чтобы в какой-то мере познакомиться с корейской кухней и погуглить рецепты. При этом вся этническая составляющая в основную драму вплетена крайне гармонично: она нигде не торчит, а прекрасно работает на атмосферу и попытку проникнуть в менталитет. Сам основной сюжет оказывается одновременно густым, проникнутым драмой, эмоциональным, наполненным грустью и красотой. Он напрямую связан с классической темой "отцов и детей" (в данном случае – матери и дочери), спрятанной глубоко семейными тайнами и большим пластом эмиграционных мотивов – "чужой среди чужих". Человек, попавший в другую культуру и брошенный выплывать самостоятельно, учится на своих ошибках, словно ребёнок. А выбранный формат, когда две эпохи с разницей в 30 лет (мать и дочь) перемежаются глава за главой, добавляет тексту динамики и сериальной незаконченности.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Культура недели

Бальдассаре Кастильоне
Придворный
2021. КоЛибри 

Аннотация: Сочинение итальянского дипломата, писателя и поэта Бальдассаре Кастильоне (1478–1529), соединяющее воспоминания о придворной жизни герцогства Урбино в начале XVI века с размышлениями о морали, предназначении, стиле поведения дворянина, приближенного к государю, – одна из тех книг эпохи Возрождения, что не теряли популярности на протяжении последующих веков и были любимы самыми блестящими умами своего и будущих столетий.

Наше мнение: Книге Кастильоне скоро стукнет 500 лет, и за этот период она впервые полностью переведена на русский. Есть чему порадоваться, ибо эта популярная классика своей эпохи, которой зачитывались короли и придворные, воспринимается как филигранно написанный текст на стыке этикетной прозы, культурологического исследования (опосредованно, разумеется), мемуаров и беллетристики. В какой-то степени это такой модерновый (для того времени, конечно) куртуазный роман, отражающий в бесконечных, насыщенных диалогах и некоторых описаниях нравы и ритуалы своей эпохи. И юмор, без сомнения! При этом понятно, что итальянец не бегал с диктофоном по дворцовым палатам, да и, признаться, сам в этих беседах участия не принимал. Так что они отчасти пересказ услышанного, отчасти художественная литература (привет Шекспиру!), но отражающая самое главное: обычаи, образ мыслей, условности и занятия эпохи Возрождения. Подобные диалоги были в то время своеобразной интеллектуальной игрой при дворе: ну да, у них же не было нетфликсов, букридеров и спотифаев, коротали время как могли. Как итог, итальянец рисует портрет идеального придворного – утончённого, всесторонне образованного, обходительного. А для нас текст ценен в комплексе: не только и не столько как символ своей эпохи.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Детектив недели

Ю Нёсбе
Ревность
2021. Азбука 

Аннотация: Ю Несбё, норвежский писатель и ведущий представитель северного нуара, не перестает удивлять. Ломая стереотипы, пренебрегая правилами жанра, он показывает человека так откровенно, как если бы мы сами смотрели в зеркало, боясь себе признаться: это я. "В моей голове нет и не будет никакой цензуры", утверждает Несбё. Он никогда не раскрывает своих замыслов заранее, и до недавнего времени было известно лишь то, что писатель работает над двумя сборниками короткой прозы. В первый из них вошли семь криминальных историй, объединенных темой ревности. 

Наше мнение: Современный скандинавский детектив – хедлайнер направления в XXI веке, а Ю Несбё – пророк его. Да, жанр настолько заклишированный и исхоженный сотнями авторов, что подчас новинки про очередные секты, таинственных лесных маньяков и заговоры против общества (естественно, не без участия мигрантов) читать почти физически больно. Самый известный автор северного нуара также постепенно угодил в эту ловушку: трудно оставаться свежим, когда за плечами десятки томов со времён культового "Снеговика" и яркие цифры на обложках с 50 млн проданных копий. Но короткая проза даже для заскучавших от скандинавского мрачняка, как ни странно, может попасть в цель. Возможно, Несбё стоит переключиться именно на неё. В "Ревности" каждая история выполнена мастерски, не затянута в отличие от романов, имеет интересную точку входа, достаточно ярких персонажей и любопытную развязку (кое-где относительно, но всё же). Сюжеты выглядят реалистично, украшены массой приятных психологических (и не только) деталей плюс достаточно разнообразны, не сливаясь в общий поток. Как знать, если вы уже устали от норвежского детективного гуру, от глотка "Ревности" у вас откроется новое дыхание. Ну а если всё и так было в порядке, сам бог велел.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото: