Российские доктора утверждают: вирус Covid-19 – это совершенно новая загадочная болезнь, с механизмами которой раньше никто не сталкивался. Она не похожа на пневмонию, которой в Петербурге в марте 2020-го заболело 2716 человек – почти на 600 больше, чем в том же месяце прошлого года. ИВЛ при коронавирусе может и не помогать, как при пневмонии. Приходится пробовать новые методы лечения.

В чём суть новых методов и чем же всё-таки отличается Covid-19 от пневмонии, Metro попросило объяснить Сергея Бабака – пульмонолога с 26-летним стажем, врача высшей категории и профессора кафедры фтизиатрии и пульмонологии лечебного факультета МГМСУ им. А.И. Евдокимова. 

Сергей Бабак.

Сергей Бабак.

Из личного архива., Другой

Фото:

Чем отличается вирусная пневмония и пневмония при коронавирусе?
– То, что вы называете "пневмонией" при поражениях от Covid-19 – пневмонией на самом деле не является. Вообще! От слова совсем! Это совершенно новое знание, которое в классификацию ещё не вошло. Оно заключается в том, что есть две формы этого заболевания: катаральная поражает только верхние дыхательные пути, лёгочная сразу спускается в "нижний этаж". И когда она туда спускается, можно наблюдать специфические изменения лёгкого на фоне вируса. Сам процесс описывается не столько воспалением, характерным для бактерий, а появлением "матового стекла" – то есть лёгкое чем-то пропитывается.

Пропитывается жидкостью?
– Нет, это не жидкость, не вода. По мнению академика Александра Чучалина – а это крупнейший специалист в области пульмонологии, чьё имя должно стоять в ряду с именами нобелевских лауреатов! – пропитывается гиалуроновой кислотой. Этот полисахаристый состав настолько плотный, что не пускает кислород в кровь. Второе новое знание: сам вирусный агент способен разрушать гемоглобин в крови, а именно гемоглобин переносит кислород, мы на 75% дышим через свой гемоглобин. Когда он разрушается – наступает острая гипоксемия, нехватка кислорода в крови. Не в воздухе, которым мы дышим и который заходит через лёгкие – а в самой крови. Обеднённая кислородом кровь, циркулируя по организму вызывает гипоксию тканей. Кроме того, вирусный агент вызывает спазм сосудов, приносящих кровь к легким, и образование тромбов за счёт изменения вязкости... Всё это очень напоминает химическое воздействие от внешнего фактора. В военной обстановке мы могли бы предположить, что пациент отравился хлором или другим боевым отравляющим веществом. Это называется "химический пневмонит". Здесь и лечение в корне другое.

А у обычной пневмонии всех этих симптомов нет?
– Нет, обычная пневмония всех этих симпотомов не имеет. Потому это не пневмония и не, как сейчас многие говорят, "острый респираторный дистресс-синдром взрослых". Но и его мы хорошо знаем: это влажное лёгкое, с затопленными жидкостью альвеолами – то есть отёк лёгких. В этом случае показана вентиляционная поддержка, небольшое давление, которое выталкивает жидкость из альвеол обратно в сосудистое русло. Это, да, помогает.

И медицинское сообщество всего мира говорит сейчас о том, что вентиляция не помогает...
– Да, в отношении с ковидовскими больными это не сработает. Там ничего нельзя выдавить в сосудистое русло. Какая жидкость? Это плотные структуры, которые дави-не дави, никуда не денутся. И тут гениальный совершенно академик Чучалин предлагает новый подход: доставлять кислород в ткани с помощью гелий-кислородной смеси. Дело в том, что подогретый гелий пролезет через любую крошечную мембрану и таким образом протащит в кровь кислород. Это снимает острую гипоксемию у пациентов и не даёт развиваться процессу. Один сеанс такой терапии занимает 15 минут – подышал пациент через маску этой тёплой гелий-кислородной смесьь, пауза, снова сеанс. И так далее, по 4-5 сеансов в день. Это же  легко!

Первые тесты этой методики уже проводились?
Ей десять лет на самом деле. Она активно использовалась в НИИ пульмонологии, она утверждена, есть все регистрационные номера. Более того, в НИИ Склифосовского группа пульмонолога Людмилы Шогеновой сейчас активно занимается этой методикой – и мы видим, что это реально помогает! Открылся и ещё один эффект этой гелий-кислородной сети. Скажите, от чего погибает вирус?

Известно, от чего – от температуры...
Абсолютно верно. Так вот, тёплая гелий-кислородная смесь на 70% убивает пул вирусных агентов в лёгком и снижает вирусную нагрузку в лёгком. Потому если в самом начале заболевания, при только-только появившемся "матовом стекле" начать ингалировать пациента этой смесью, то тяжёлых осложнений не разовьётся.

 Почему вирусной пневмонией раньше никто не был так озабочен?
– До последнего времени вообще словосочетание "вирусная пневмония" подвергалось в медицинском сообществе большому сомнению, шли споры. Ну не могут одновременно оказаться в лёгком вирусы и бактерии. Вирусы до последнего момента не могли самостоятельно поражать лёгкое – такого не было. Даже тяжелейший грипп N1H1 – он что, лёгкое поражает? Нет, он вызывает кардиогенный отёк. А коронавирус имеет свой рецептор, который позволяет проникать в лёгочную ткань. Потому до последнего момента говорить вирусная пневмония вообще оснований не было, это было не логично, ведь вирус в лёгком не размножался... Вот бактерия живёт в лёгком, в нём размножается – это так называемая внебольничная пневмония. А теперь это стало реальностью.

Могут ли одновременно существовать и развиваться коронавирус и пневмония?
– Конечно, могут. Ими вполне можно болеть сразу обоими. Ну слабый иммунитет у человека: у него будет катаральная – глаза и нос – форма Covid-19, а в лёгких будет жить пневмония. Но таких случаев будет очень мало – иммунитет должен быть почти на нуле.

По Петербургу в марте – 2716 внебольничных пневмоний... Это связано с коронавирусом или нет?
– Нужно быть крайне аккуратными в подсчётах. Полученное теперь новое знание заставит нас пересмотреть диагнозы в таких случаях. Что такое диагноз? Краткое изложение знаний о болезни. Потому обновлённые знания заставят нас пересмотреть и пересчитать статистику, я думаю так. Сказать с уверенностью, сколько было этих случаев в статистике –  трудно.

Пневмония и коронавирус имеют одинаковые пути распространения?
– У внебольничной пневмонии больше возбудителей – её распространяемость больше. У Covid-19 – один возбудитель, а пневмонию переносит и пневмококк, и моракселла катарлис, и гемофильная палочка, можно ещё с десяток назвать...

Если мы сейчас видим всплеск заболеваемости пневмонии, можем ли мы связать это с объективными обстоятельствами – например, со временем года?
– Чем больше инфекционных агентов существует в сезон – тем больше шансов заболеть пневмонией. В месяцы, когда активизируются какие-либо инфекции, мы видим и резкий всплек пневмонии. Вряд ли мы можем говорить о сезонных всплесках пневмонии в конкретный сезон – если говорить об общей популяции людей. Но в местах скопления людей, в армии, например, такое может происходить. Там есть чёткая сезонность – осенняя и весенняя.

 Чем сейчас скорее рискует заразиться человек – коронавирусом или пневмонией?
– Пребывая на самоизоляции, соблюдая гигиену и делая уборку – ничем. Почему людей призывают быть дома? Потому что гигиена позволяет не заболеть. А вот когда к вам в дом приходит кто-то с улицы, потенциально он может занести любую заразу. Вот основной посыл: подумайте о себе!