Начинается картина с трагедии. Старшеклассница Айта, живущая в якутском селе, возвращается домой с вечеринки. Спустя несколько минут мама застаёт её за попыткой самоубийства. Айту отвозят в больницу, а родители находят прощальное письмо, в котором дочка проклинает какого-то Афоню. Единственный в округе мужчина с таким именем – русский сотрудник полиции, 35-летний обладатель смазливой внешности и юной жены-якутки. Все улики указывают на виновность полицейского, но его начальник, несмотря на собственные эмоции и ярость местных жителей, пытается провести расследование по всем правилам и не допустить самосуда. 

Как рассказал режиссёр Степан Бурнашев на спецпоказе картины в Ханты-Мансийске в рамках фестиваля "Дух огня", у сценария "Айты" есть реальная основа.

– Мой двоюродный брат – старший следователь, и он мне часто рассказывает про реальные судебные дела, – объяснил режиссёр. –  "Айта" появилась в результате одного из таких рассказов. Но, конечно, в сценарии я много что изменил. 

Травля Афони и его жены начинается с соцсетей – люди, услышав детали случившегося, начинают сами додумывать подробности и призывать к расправе. Несколько постов в Сети – и толпа превращается в животных, которые оккупируют полицейский участок с требованием выдать им Афоню. 

– Я считаю, что соцсети могут помогать, но и могут быть злом, – отметил Бурнашев. – В Якутии был случай, когда нашли тело женщины в мусоропроводе, и кто-то в соцсети написал, что она была алкоголичкой. Другой добавил, что она изменяла мужу, и так далее – люди комментировали, домысливали от себя. А потом родственники убитой написали, что на самом деле она была преподавательницей, возвращалась вечером домой, зашла в подъезд. Там взрослый мужик справлял нужду, она сделала ему замечание, тот её убил. Эта ужасная история показывает, что мы как общество деградируем.

"В "Айте" я хотел показать, как шовинизм рождает другой шовинизм. Когда большинство начинает травить тех, кто на них не похож, ничем хорошим это кончиться не может. Я уверен, что таким проблемам нет места в современном обществе,”– Степан Бурнашев, режиссёр

Практически на протяжении всей картины на экране льёт дождь. И, как объяснил Бурнашев, обилие осадков далось съёмочной группе непросто.

– Дождь мы использовали и как ограничитель передвижения героев, и как символ молвы, силы толпы, – рассказал режиссёр. – Мы использовали искусственный дождь, потому что под реальным не поснимаешь и будешь зависеть от погоды. Единственный в мире "дождливый" фильм, который сделан при помощи двух маленьких помп. Это было очень сложно, мощностей не хватало. Но моя команда работала очень самоотверженно.

Несмотря на фестивальные награды, находить бюджеты Бурнашеву на свои картины всё так же сложно. И чтобы снять "Айту", пришлось продать машину, подаренную администрацией Амгинского района за победу на одном из киносмотров.