Президент КАА "Безопасность полетов" Валерий Шелковников рассказал Metro, что до начала девяностых годов прошлого века НАСА фиксировала не более одного - двух случаев лазерного и иного, ослепляющего воздействия на воздушные суда, однако в 1993 году количество таких инцидентов резко возросло и большинство из них были связаны с проведением различных развлекательных шоу на открытых площадках.

По его словам, в США дважды пытались принять закон, предусматривающий ответственность для лазерных хулиганов, однако так и не утвердили, хотя житель Нью-Джерси был осужден по подозрению в продолжительном негативном воздействии на взлетающие и заходящие на посадку воздушные суда при помощи лазерной указки.

В 2008 году в Австралии зафиксировали сразу несколько случаев ослепления пилотов лазером, после чего власти страны приняли сразу несколько законов, которые предусматривают наказание для нарушителей.

"В случае ослепления лазером Европейская ассоциация пилотов рекомендует закрыть глаза от источника света, избегая прямого взгляда на лазерный луч. Пилоту необходимо предупредить других членов экипажа и узнать, испытали ли они лазерное воздействие. Если другой пилот не был освещен, то необходимо передать управление ему, уклониться от лазера, если это возможно и включить автопилот. После восстановления зрения необходимо проверить состояние приборов и доложить о факте ослепления", - говорит Валерий Шелковников.

В 2003 году Международной организацией гражданской авиацией (ICAO) было принято "Руководство по лазерным излучателям в аспекте безопасности полетов". В документе содержатся инструкции тем, кто принимает решения на правительственном уровне, операторам лазерной техники, работникам службы управления воздушным движением, экипажам воздушных судов, авиационным врачам-консультантам и служащим медицинской службы компетентных органов власти, а также врачам-специалистам по клинической авиационной медицине

В КАА "Безопасность полетов" считают, что для уменьшения опасности необходимо исключить использование лазеров в районе аэропортов, принимать законы, ограничивающие продажу мощных лазеров, обучать пилотов приемам восстановления зрения после лазерной атаки, а также отслеживать лазерные подсветки диспетчерам.

"Меры физической защиты – могут предусматривать ношение очков для защиты глаз от лазерных лучей, хотя чаще всего их носить неудобно. Противобликовые экраны также могут обеспечивать ограниченную защиту, но и в этом случае их эффективность вызывает вопросы", - заключил эксперт.

Осенью Госдума может вернуться к вопросу о введении уголовной ответственности для лазерных хулиганов.

"Ситуация нагнетается волнообразно. Видимо, это связано со вспышками у людей каких-то нехороших вещей. То, что проблема существует и ее нужно регулировать, это очевидно. Мы осенью вернемся к этому вопросу. Тем более что в первом чтении этот законопроект принят", - цитирует РИА Новости главу профильного комитета по уголовному законодательству Павла Крашенинникова.

Согласно законопроекту, лазерным хулиганам может грозить до семи лет тюрьмы. Также Ространснадзор предлагал штрафовать граждан за умышленное использование лазерных указок при взлете, посадке и рулении самолетов на 50 тысяч рублей или применять арест на срок до 15 суток.

Во вторник в Подмосковье пилота самолета, летевшего из Франкфурта в Москву, ослепили лазером, а накануне вечером аналогичный инцидент зафиксировали в петербургском аэропорту Пулково. Кроме того, три самолета были ослеплены при заходе на посадку в Шереметьево в минувшее воскресенье.