Ученые всего мира уже многие месяцы пытаются понять, какие факторы влияют на вероятность развития тяжелых форм COVID-19.

В частности, исследователи из Бирмингемского университета пришли к выводу, что недостаток витамина D повышает восприимчивость организма к коронавирусной инфекции. А приём этого вещества в различных формах положительно влияет на защиту от заражения. Результаты проведенного исследования опубликованы на ресурсе medRxiv.

В последнее время подобные исследования проводятся во многих странах. Metro решило разобраться, может ли "солнечный витамин" помочь уберечься от коронавируса. За разъяснениями мы обратились к заведующему сектором прикладной фитовирусологии МГУ им. Ломоносова Николаю Никитину.

Николай Никитин.

Николай Никитин.

предоставлено героем публикации

Фото:

– Известно, что помимо известных функций, связанных с обменом кальция и фосфора в организме и ростом костной ткани, витамин D играет важную роль в иммунной системе человека. В большом числе исследований была обнаружена четкая корреляция между недостатком этого витамина и риском возникновения ОРВИ. Поэтому совершенно неудивительно, что в период пандемии COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, представители семейства которого регулярно вызывают сезонные простудные инфекции, у ученых возник интерес к теме влияния витамина D не только на возможность заражения, но и на тяжесть коронавирусной инфекции. Несмотря на то что прямых доказательств влияния уровня витамина D в организме и вероятности инфекции или тяжелых последствий коронавирусной инфекции пока не обнаружено, в целом ряде эпидемиологических исследований (в которых изучались средние показатели уровня витамина D среди населения различных стран и уровни заболеваемости и летальности) обнаружена четкая обратная корреляция (то есть связь низких показателей витамина с риском инфекции). Тем не менее остается под вопросом целесообразность приема витамина D в качестве пищевой добавки для профилактики респираторных инфекций. Результаты исследований демонстрируют, что прием витамина D имеет положительный эффект только у людей с дефицитом этого витамина, тогда как прием высоких доз препарата у здоровых людей, скорее всего, никак не повлияет на иммунную защиту организма, в то же время увеличит риск осложнений, связанных с гипервитаминозом.

Об опасности бесконрольного приёма витамина D говорит и главный врач службы частной скорой медицинской помощи CORIS Лев Авербах:

Лев Авербах.

Лев Авербах.

предоставлено героем публикации

Фото:

- Назначать витамин D без его диагностики неправильно. Сначала надо сделать анализ крови. Если он покажет дефицит витамина D, то надо не принимать его, а есть продукты, которые его содержат. Либо выходить на солнце, хотя бы по 10–15 минут в день. Если это не даст результата и витамин D не придёт в норму, то тогда можно его попринимать, а лучше поискать причину. Витамин D дают детям для профилактики в регионах, где мало солнца, и женщинам в период менопаузы – больше показаний для приёма нет. Какое это имеет отношение к ковиду, достаточно сложно сказать. Исследования ведутся, но надо знать, что даже положительные результаты исследований – это еще не клинические рекомендации. Исследования – для врачей, врачи анализируют их, публикуют в научных журналах. К пациентам это никакого отношения не имеет! Это не рекомендации к лечению! Это научные изыскания, которые требуют многолетнего осмысления разными учеными. И только потом это приводит к клиническим рекомендациям ВОЗ. А сейчас какие-то люди рекомендуют: принимайте витамин D. Я лично категорически против. Есть водорастворимые витамины, они выводятся из организма достаточно быстро, а есть жирорастворимые, их всего четыре – А, Д, Е, К. Они накапливаются в организме, и побочные эффекты от их переизбытка, конечно, есть. Поэтому обязательно должна быть доказана необходимость приёма витамина D врачом по результатам анализа крови.


Что касается продуктов, из которых можно получить витамин D, то наиболее богаты им печень трески и жирные сорта диких морских рыб (скумбрия, сельдь, дикий лосось). В меньшем количестве он содержится в желтке яйца, сыре, грибах, говяжьей печени.