Сборник недели

Харуки Мураками
От первого лица

2021. ЭКСМО

Аннотация: Впервые на русском. Новый сборник от мастера современной прозы, уникального, всемирно известного японского писателя Харуки Мураками. Восемь рассказов "От первого лица" в фирменном стиле автора. Микс из историй, разных по содержанию, но с гарантированным качеством. Что из историй реальность, а что вымысел – каждый решает сам.

Наше мнение: "От первого лица" – в полном смысле издание "тру-фэнз онли". Проще говоря, для фанатов. Это не оценочное и не пессимизирующее суждение, просто факт. Тот самый "короткий метр", который не подойдёт для знакомства с текстами мастера (мол, вот пробегусь – и созрею на роман). Для тех, кто "понадкусывал" библиографию японца по вершкам, – также мимо, не годится для долгоиграющих выводов. Хотя каждая из восьми историй насквозь, до буквы и мельчайших нюансов – 100%-ный Мураками. Меланхоличный, трагикомичный, неспешный, медитативный, со своей фирменной философией одинокого человека и отношением к любви, постоянными возвращениями в юность, грустью и ностальгией, непременным музыкальным фоном в виде джаза и не только (один из рассказов называется With The Beatles, а другой посвящён Чарли Паркеру, культовому джазмену и кумиру Мураками). И, разумеется, зачастую с размытой гранью между реальностью и вымыслом, ускользающими образами, в существовании которых герой так и не сможет убедиться (как и опровергнуть их). Высший пилотаж – "Исповедь обезьяны из Синагавы", традиционный магический реализм от маэстро, где на горячих источниках альтер-эго писателя выпивает за жизнь с приматом, крадущим у людей их имена (ну ладно, не полностью, частично!). Есть здесь и нон-фикшн, а именно – "Сборник стихов о "Ласточках якулта", в котором автор вспоминает о странной комбинации увлечений стихами и бейсболом в своей юности. В целом Мураками, как обычно, демонстрирует фантазию, необычный склад мыслей со своей образностью и оставляет приятное ощущение тех самых "кофе и пледа". Хоть кофе уже остыл, а плед постарел. Эдакое фирменное японское ваби-саби.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Большой роман недели

Петер Хандке
Воровка фруктов

2021. ЭКСМО

Аннотация: Он ищет женщину, которую зовёт Воровкой фруктов. Следом за ней он, а значит, и мы, отправляется в Вексен. На поезде промчав сквозь Париж, вдоль рек и равнин, по обочинам дорог, встречая случайных и неслучайных людей, познавая новое, мы открываем главного героя с разных сторон.

Наше мнение: Австриец Хандке – один из нобелевских крепких орешков. В том смысле, что за исключением пары "облегчённых" романов он пишет прозу, которая массовому читателю кажется искусством ради искусства. И если вы не знакомы с его стилем (и пока что не прониклись им), то чтение романа "Воровка фруктов", который объединяет все фирменные черты автора, достойно оказаться настоящим испытанием. В пространстве Хандке первичен язык: сложный, перенасыщенный "утяжелениями" в виде оборотов и запутанных "лабиринтов слов", не гладкий, лёгкий и струящийся, а вздыбливающийся абзацами в целую страницу, заставляющий терять мысль и возвращаться на предыдущие строчки. Есть здесь и специфика немецкого: то, что хорошо австрийцу из-за структуры речи, русскому может быть плохо. Не удаётся сфокусироваться, постоянно теряете нить? Типичный диагноз. Тогда быстро сломаетесь и сдадитесь, а может быть, наоборот, броситесь "укрощать" текст: удачно или не очень. Тем более, в "Воровке" фактически нет сюжета. Это своеобразный роуд-муви в виде потока сознания без особой цели. Книга состоит из деталей, штрихов, атмосферы, нюансов. Их надо ловить, хватать на лету, собирать, как пазл. Всё у Хандке не так, как мы привыкли в массовой художественной литературе: и завязки нет, и главная героиня – случайно встреченный персонаж, и у автора фактически отсутствует какая-либо значимая история, и развития не прослеживается, и сам текст ниоткуда и, главное, никуда не ведёт. Заманчиво? На самом деле экзистенциальное путешествие героев Хандке – возможность вырваться из зоны комфорта в литературе, получить новый опыт, а если вы ещё и попадёте в настроение и "поток", то тем более получите удовольствие. В атмосфере современной художественной литературы, которая стремится к упрощению и играет на вкусы массового читателя, это ценно.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Детектив недели

Маркос Чикот
Убить Пифагора

2021. ЭКСМО

Аннотация: 510 г. до н.э. Пифагор – один из самых влиятельных людей своего времени, лидер могущественной религиозно-философской организации – готовится назначить преемника. Втайне от всех он выбирает лучшего из шести учеников. Но череда убийств, каждое загадочнее и необычнее предыдущего, потрясает школу пифагорейцев. Некто расправляется с кандидатами. Очевидно, что смерть великого философа должна стать кульминацией в его зловещем сценарии…

Наше мнение: Берём современный триллер про хитроумного великого комбинатора, пытающегося завоевать мир, заменяем имена на древнегреческие, выписываем антураж из учебника по истории античности (и пару сюжетов из "Мифов и легенд") вуаля, сделано дело! А вместе с делом звание самого продаваемого испанского романа в электронном виде и номинации мадридского клинического психолога (по образованию) на крутейшие премии. Стоит ли говорить, что этот детектив исторический только потому, что здесь на страницах тусуются Пифагор, Милон Кротонский и прочие вечно живые персонажи до нашей эры, о которых толком ничего не известно, так что можно творить техно-фэнтези-триллер. А достоверности в тексте примерно столько, сколько у Дэна Брауна. И ваше отношение к бестселлеру Чикота будет зависеть от того, сможете ли вы закрыть на это глаза. И не только на это. Кроме того, что "Убить Пифагора" вполне современен, сюжет здесь максимально линейный, герои карикатурно положительные или отрицательные (привет классической пьесе!), описания достаточно брутальные (включая изнасилования), сильная и независимая женщина несомненно победит (не спойлер!), а глубины для такой истории не хватает. Ну и 640 страниц для текста, кажется, перебор. Утопил? Убил? Чикот ревёт, сушит памперсы и не пишет больше? Пишет-пишет, там у него дальше Сократ и Платон, нашёл свою поляну. Весь иконостас недостатков, которые становятся очевидны уже на первой сотне страниц (сюрприз!), не мешает спокойно и даже с интересом дочитать увесистый томик до конца. Потому что древнегреческими детективами мы не избалованы (античные в основном про Рим), интрига есть, антураж хоть и фэнтезийно-исторический, но выписан неплохо, а сама книга получается динамичной и ловко свёрстанной в стиле современных сериалов с клиффхэнгерами глав и прочими плюшками. Ну и бонусом чуть-чуть математики из школьной программы в виде врезок! Ждём перевода сиквела.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

История недели

Джон Дикки
Cosa Nostra

2021. Бомбора

Аннотация: Основанная на множестве свидетельств как борцов с мафией, так и самих "раскаявшихся" мафиози, книга Дикки стала настоящим расследованием о том, как устроена изнутри одна из самых опасных и жестоких преступных организаций мира.

Наше мнение: В среде фанатов "Крёстного отца" книга британца Джона Дикки – давным-давно классика. Шутка. Как раз поклонника трилогии Фрэнсиса Форда Копполы этот томик может расстроить не по-детски. Автор пишет не о лихих похождениях нью-йоркских гангстеров (без них, конечно, не обойдётся, но пунктиром), а той самой "коза ностре". И делает это не в стиле "Клана Сопрано" и "Острых козырьков". Работа насыщена деталями, именами и связывает историю мафии на Апеннинах с формированием централизованного государства (параллели и выводы очень любопытные). Это хоть и не академическое и не глубокое, но исследование, всё серьёзно. Здесь будут и Муссолини, и Джованни Фальконе (тот самый, с которого фиксируем "начало конца" безнаказанности сицилийцев), и десятки других исключительно итальянских персонажей, нам в России (да и за пределами Италии в целом) в основном не известных. Впрочем, многих читателей может смутить невероятное количество фактов и имён, а также слишком резвое вмешательство Дикки в "ход событий". Он активно комментирует происходящее, вместо того, чтобы сухо констатировать факты. Но эти ремарки можно пропустить мимо ушей (глаз!). Всё остальное – от истории до итальянской политики и структуры Cosa Nostra – вызывает интерес.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Будущее недели

Марк-Уве Клинг
Страна качества 2.0

2021. Fanzon

Аннотация: Двадцать первый век. Век качественной жизни. Век Страны Качества. Страны, построенной на "больших данных", искусственных интеллектах и всесильных алгоритмах, которым подчиняются все государственные и коммерческие службы. Но алгоритмы начинают работать непредсказуемо, дроны ломаются, климат меняется, а к власти рвутся силы, не заинтересованные в общественном благосостоянии. Что делать нашим героям – Петеру Безработному, Кики Неизвестной, Каллиопе 7.3 и Айше Доктору?

Наше мнение: Если вы не читали первую часть "Страны качества", то обязаны это сделать. Хотя бы из любопытства. Более тонкой сатиры на современное общество потребления с распухшими от комфорта, но при этом вечно недовольными гражданами трудно себе представить. Да, здесь очевидные пороки упакованы в лёгкую антиутопию, но всё понятно и без комментариев. Версия 2.0 – классическое продолжение, в полной степени эксплуатирующее (какое точное слово для мира книги!) все фишки оригинала и практически ничего к нему не добавляющее. Тот же юмор, инъекции абсурда, завуалированное бичевание обывательских вкусов и привычек (а, может быть, их воспевание в какой-то мере?), сталкивание государства, технологий и маленького человека. Для тех, кто влюбился в героев первой книги, вторая покажется очень знакомой. Тем, кто ждёт развития и хочет видеть обновление сюжетов, может быть скучновато, предупреждаем. С другой стороны, зануды совершенно спокойно проглатывают циклы фэнтези или фантастики, где развития практически никакого, кроме новых боёв и стычек. Почему здесь немецкий автор должен абстрагироваться от дебютного тома? Клинг исследует свой мир не во времени, а в пространстве, в основном смыслов, вглубь. И созданная им картина с каждым годом становится всё реальнее. Взгляните вокруг!

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото: