Metro перезапускает традиционную рубрику "Книжный обзор". Каждую неделю мы представляем наш взгляд самые интересные новинки российских издательств, с которыми уж точно не будет скучно.

Роман недели

Вигдис Йорт.
Песня учителя

Аннотация: Лотта Бёк – женщина средних лет, которая абсолютно довольна своей жизнью. Она преподает в Академии искусств в Осло, её лекции отличаются продуманностью и экспрессией. Когда студент-выпускник режиссёрского факультета Таге Баст просит Лотту принять участие в его художественном проекте, Лотта соглашается, хотя её терзают сомнения (шутка ли, но Таге Баст ею как будто увлечён). Съёмки меняют мировосприятие Лотты. Она впервые видит себя со стороны. И это ей не слишком нравится.

Наше мнение: Представьте, что о ваших буднях сняли документалку, которую показали всему вашему окружению (к примеру, коллегам в офисе или курсу в вузе), а расхожее выражение "посмотреть на себя со стороны" сбылось в буквальном смысле. Случай с забронзовевшей к 57 годам "профессоршей" – лишь лёгкая мотивация для читателя, чтобы выйти из зоны комфорта. Параллельно – размышления об отношении к учительству и студентам. Формальные и глубокомысленные лекции Лотты – дежавю, возвращающее в студенческие годы, когда сверхсерьёзные старорежимные профессора не умели заинтересовать юную публику. Сам текст нельзя назвать захватывающим и выдающимся. Он неспешный, ленивый, с массой самоповторов, слегка медитативный. Но оставляет немало поводов для размышлений. А лёгкая "осенняя" скандинавская атмосфера дополняет композицию: создаёт настроение.

Фантастика недели

Ким Стенли Робинсон.
Годы риса и соли

Аннотация: В XIV веке "чёрная смерть" уничтожила в Европе треть населения. А что, если?.. Если эпидемия чумы уничтожила почти всё население Европы? Как будет развиваться человечество? Это альтернативная история, в которой мир изменился. История, которая тянется через века, в которой правящие династии и нации поднимаются и рушатся. История потерь и открытий. Это – годы риса и соли. Вселенная, где Америку открывает китайский мореплаватель, промышленная революция начинается в Индии, главенствующие религии – ислам и буддизм, а реинкарнация реальна. Мы увидим рабов и королей, солдат и учёных, философов и жрецов. От степей Азии до Нового Света – перед нами предстанет потрясающая история дивного нового мира.

Наше мнение: Христианства и европейской цивилизации нет. Азиаты открывают Америку, индейцы создают союз племён для управления страной, а мир делят буддисты и мусульмане. Бред? Вовсе нет. У Робинсона, обласканного профильной прессой и фанатами научной фантастики после эпопеи "Красный Марс", вышла хорошо и динамично написанная альтернативная история и – даже больше – размышления о том, что было бы, если бы... Но просто на исторической фантазии американец не останавливается. В его мире групповые реинкарнации родственных душ стали будничными. По большому счёту, "Годы риса и соли" – не классический роман. Это множество разных историй без особого экшена и захватывающего сюжета, которые провоцируют внутренний диспут на культурно-социологические темы, связанные с развитием цивилизаций. Кому это не близко, быстро заскучают.

Остросоциальный роман недели

Дипа Анаппара.
Патруль джиннов на фиолетовой ветке

Аннотация: Джай живет в басти – в индийских трущобах безымянного города – с родителями и сестрой. Их жизнь окутана бесконечным смогом, нищетой и трудностями, но Джай не унывает и, как любой мальчишка, всегда успевает найти приключения. Когда в басти начинают таинственно пропадать дети, Джай с друзьями решают провести собственное расследование – ведь полиция бездействует, а он видел так много фильмов про детективов, что лучше него с этим делом не справиться никому. Джай, Пари и Фаиз опрашивают свидетелей, бегают по базару и строят догадки. Но по мере того как смог густеет, зима вступает в свои права, а список пропавших растёт, атмосфера меняется. Может ли быть так, что Джай и сам угодит в ловушку и джинны заберут его навсегда?

Наше мнение: Необычная книга, которая читается на одном дыхании, но оставляет некоторые вопросы по содержанию. Журналист Дипа Анаппара концентрируется на одной из своих профессиональных тем – регулярном исчезновении детей в Индии, при этом в виде новеллы, а не журналистского расследования. В плюсах – повествование от лица ребёнка со всеми вытекающими (очень удачный ход), густая атмосфера трущоб с описанием царящих там нравов, обычаев, бесконечным перечислением блюд местной кухни, россыпь характеров – в частности, ярких детских персонажей, капелька суеверий и лёгкий флёр индийских мифов (еле заметный). Но подводит автора пара моментов. Во-первых, непреднамеренный обман читателя. Аннотация обещает малолетних Шерлока с Ватсоном, но по факту интриги в книге нет. Во-вторых, повествование закольцовано. В нём практически ничего не происходит. Тем не менее, со своей задачей Анаппара справляется. Книга привлекает внимание к проблеме и живописует бедность, нищету и отсутствие перспектив у жителей трущоб, где полиция даже не пытается симулировать бурную деятельность по поиску пропавших детей. И "Патруль джиннов..." никакой надежды читателю не оставляет.

Детектив недели

Канаэ Минато.
Виновен

Аннотация: "Кадзухиса Фукасэ – убийца". И ничего больше – лишь одна эта звенящая строчка в письме, отправленном незаметному, стеснительному молодому человеку по имени Фукасэ. И точно такие же анонимные обвинения в убийстве получили ещё трое его приятелей. Нет сомнений, автор этих писем намекает на трагическое событие, случившееся с их другом несколько лет назад. Тогда пятеро лучших друзей поехали отдыхать в загородный дом неподалеку от горнолыжного курорта. И один из них сорвался на машине в пропасть. Трагедию признали несчастным случаем. Но оставшиеся четверо, терзаемые чувством вины, прекрасно знают, о чём им нужно молчать. Молчать до последнего...

Наше мнение: Японцы не были бы японцами без того, чтобы сказать своё веское слово повсеместно. В детективе? Извольте. В 70-х на островах появился жанр син-хонкаку, который был призван вернуть детектив к классической формуле: только расследование, решение логической задачи. Никаких любовных интриг и разлапистых сюжетов с пейзажами и страданиями персонажей. Ему в пику придумали альтернативу – иямису, которая апеллирует к эмоциям героев, а не уму читателя. И, разумеется, здесь своё слово сказали женщины. "Виновен" – классика этого жанра и отличный повод с ним познакомиться. Минато поднимает острые социальные темы и исследует психологию персонажей. А разгадка, по сути, вторична – и лежит на поверхности.

Научпоп недели

Робер Мюшембле.
Цивилизация запахов. XVI – начало XIX века

Аннотация: Ольфакторные исследования, или антропология запахов, – важная область в современной гуманитарной науке, чему служит доказательством эта книга, посвящённая истории обоняния в Западной Европе. Какими причудливыми, опасными и зловонными снадобьями пользовались несколько столетий назад для наведения красоты? Как художникам удавалось передавать в живописи благоухание и вонь? Какие нескромные стихи посвящали интимным частям тела поэты? Как чувственные духи животного происхождения сменились растительными и как медики пытались победить чуму с помощью сильных ароматов? Книга ведущего французского историка культуры Р. Мюшембле, автора исследований "Оргазм" и "Очерки по истории дьявола", убедительно показывает, что классификация запахов во многом зависит от культурных установок различных эпох и ольфакторное восприятие подвержено такой же трансформации, как и эстетические критерии в искусстве.

Наше мнение: Исследование французского историка Робера Мюшембле – не для слабых духом. Если, заказывая книгу, вы понадеетесь на "парфюмерную энциклопедию" в развитии, то сильно ошибётесь. Большая часть томика вообще не об этом, а натурально о том, что чувствовали жители городов и деревень с конца Средних веков до начала XIX века. Вот так, буквально, носом! Да-да, выливаемые из окон ночные горшки – только вершина айсберга. Особенное "умиление" вызывают цитаты из произведений современников, а они были не робкого десятка и выражений не выбирали. Всё очень подробно, динамично и с лавиной фактов. Те самые парфюмерные "приключения" здесь также в избытке. И вообще описать эпохи через запахи – замечательная идея.