Очередным поводом вспомнить о случаях насилия в гимнастике стало дело американского тренера Джозефа Кэтрамбона. В январе ему отказали в условно-досрочном освобождении, сообщает NJ.com.

Ещё в 2017-м Кэтрамбона обвинили в сексуальном насилии. Одна гимнастка анонимно заявила, что он якобы массировал её ягодицы, другая – что несколько раз касался гениталий поверх одежды. Ещё было заявление, что тренер схватил девушку за волосы и толкнул, из-за чего она ударилась головой. Кэтрамбон признал себя виновным только по одному пункту обвинения. Ему дали год тюрьмы (и два условно). В 2018-м полицейский под прикрытием вёл с ним переписку, представляясь 15-летним парнем. Кэтрамбона обвинили в попытке встретиться с ним для секса. Тогда американцу дали пять лет.

По факту его обвинили в двух видах абьюза – физическом и сексуальном. Вице-чемпионка мира Верона ван де Лёр называет ещё один, который часто встречается в гимнастике, – вербальный.

Это ломает гимнасток

На протяжении карьеры Верона сталкивалась с неподобающим отношением тренеров и персонала. Было даже сексуальное насилие, но кто именно совершил это преступление, гимнастка не говорит.

– Расследование дела ведётся полтора года, – рассказала она Metro. – В 2022-м судья вынесет вердикт. 

По словам Вероны, даже вербальное насилие может катастрофически сказаться на психике гимнастки.

–  Если на тебя кричат, со временем ты начинаешь верить, что слишком толстый или недостаточно хорош. Некоторые пытаются делать всё, чтобы тренер подобного больше не говорил. Результат – анорексия...

При этом, по словам Вероны, сексуальное насилие начинается обычно так, что гимнастка ни о чём не подозревает.

– Это может быть объятие или поцелуй, когда отмечаете победу. Постепенно контакт становится всё более тесным, пока не будет пройдена черта. Когда ты начинаешь доверять своим наставникам, они думают, что могут делать с тобой всё что угодно. А поскольку тебе стыдно, ты никому ничего не рассказываешь. Потому что в инциденте замешаны двое, и ты мог сказать нет. Но ты замираешь и позволяешь этому происходить. Некоторые подверглись слишком "чувственному" массажу вместо лечения, другие – сексуальному насилию.

Верона считает, что за время карьеры гимнастки сталкиваются со всеми видами абьюза, – вопрос лишь в том, какие границы были пройдены абьюзером.

– И вот завершает гимнастка карьеру, вспоминает, что с ней происходило... И чувствует себя грязной, использованной, сломленной.

Меры профилактики

То, что Федерация гимнастики и Национальный олимпийский комитет США выплатят жертвам насилия гигантскую компенсацию, – прорыв, считает Верона.

– Федерация гимнастики США признала, что она не права. Выстроенная федерацией система оказалась токсичной. Гимнастки знали об этом годами. Теперь об этом знает весь мир.

Но проблема насилия  универсальна. Она есть во всех странах. И нужно начинать с элементарного. Верона предложила действенные меры профилактики:

– Нельзя оставлять юных гимнасток наедине с тренером, мужчиной или женщиной. В гимнастику отводят в 5-летнем возрасте, но защита нужна и 17–18-летним. То же касается врача, массажиста. Можно привести врача в зал, но не в изолированную комнату. Желательно установить в зале камеру, чтобы родители в любой момент могли посмотреть трансляцию, убедиться, что всё хорошо. Изучать досье на нового работника – хорошая идея. Но такие, как Ларри Нассар, могут и не иметь криминального прошлого.

380 млн долларов – такова сумма компенсации гимнасткам по делу Ларри Нассара и других преступников.