Первая российская "чёрная пятница" в 2010-м прошла скромно в сравнении с последними двумя годами. Выясняем, как это работает сейчас 

Потенциальная аудитория "чёрной пятницы" шире, чем реальная: что это такое, знают 8 человек из 10, реально собираются покупать – 3. Всё потому, что "чёрная пятница" везде: на ТВ, в соцсетях, на рекламных баннерах и в смс-рассылке. И при всём этом российский масштаб всё равно не сравнится с американским или европейским.

Палатку брать не будем

– У нас, конечно, как там, никто не дежурит с палатками у магазинов. "Чёрная пятница" в России началась с онлайна,  и ещё три года назад люди предполагали: "Наверное, это день, когда нужно носить чёрную одежду", – говорит Артём Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. – Сейчас всё иначе. К акции присоединяются крупнейшие компании, она набирает рекордные обороты: эксперты прогнозируют, что в 2018-м люди потратят на распродаже 52 млрд рублей. При этом онлайн- и офлайн-магазины покупателям интересны одинаково.

Главные шоперы – в столицах

Больше всего в эту пятницу будут покупать "в" и "из" больших городов – Москвы и Петербурга. При этом нестоличные покупатели подходят к распродаже более расчётливо: 70% подписавшихся на рассылку новостей об акции – из регионов. Подписываются на них и ещё по одной причине – чтобы следить за ценой: так покупатели определяют,  честная скидка или искусственная.

– Да, такая проблема действительно существует: ретейлер завышает цену, а потом делает скидку. Но у нас есть система, позволяющая отслеживать динамику цен и отсеивать эти нечестные предложения, – объясняет Соколов.
Умные покупатели и сами вычисляют "дутые" скидки – сравнивают их с крупными онлайн-площадками. Если даже со скидкой товар стоит столько же, сколько обычно, значит, это обман.

 Десять заказов в секунду

"Померила ботинки в магазине и отложила их в онлайн-корзину, жду пятницу", – пишет читательница Metro. Таких "продвинутых" пользователей множество.

– Да, товары одного и того же бренда вполне могут в онлайне стоить дешевле, чем в магазине, – говорит Егор Пчелинцев, руководитель отдела интернет-маркетинга Wildberries. – Производители получают большую выручку за счёт высокого спроса: покупатели делают до 10 заказов в секунду. Всего в "чёрной пятнице" участвуют 1,8 млн товаров, а самый большой спрос сейчас – на верхнюю одежду и обувь. Их раскупят быстрее всего.

Черная пятница-2018: Эксперты советуют

Лина Дианова
психолог, автор инстаграм-проекта Psihushka plachet:
С точки зрения психолога, кто любит шопинг с суперскидками?
Во-первых, люди, которые не могут себе позволить вещи без распродажи – даже если они хорошо зарабатывают. Это психология бедности. Во-вторых, те, кто боится не "урвать" от жизни лучший кусок: у них внутри этакая незарастающая дыра – потенциальные возможности, которые они боятся упустить.
Каков психологический портрет фаната распродаж?
Я думаю, это человек со средним доходом, достаточно тревожный – меланхолик или холерик, ближе к последнему типу. У него очень подвижный тип нервной системы, он склонен к импульсивным действиям – в том числе к покупкам.
Мы всегда говорим о том, что немотивированный шопинг – это плохо. Но всегда ли это так? Может ли погружение в распродажную атмосферу помочь справиться с психологическими проблемами?
Конечно. Оно хорошо работает при тревогах, депрессиях, подавленных состояниях. Человек не может найти внутри себя силы справиться с такими проблемами и в целях самотерапии радует себя шопингом. Получается, что он дарит сам себе подарки и тем самым меняет свои внутренние ощущения к лучшему.
Как правильно "лечиться" такой шопинг-терапией? У неё есть "побочные действия"?
Она не должна быть частой и хоть сколько-нибудь регулярной. Это исключительная мера, а не главный способ помочь себе справиться с чем-либо. Если вы понимаете, что основной свой бюджет тратите на такие покупки, значит, вы в ловушке. Не можете копить на то, что вам важно, и отказываете себе в путешествиях в угоду шопингу – всё, это зависимость.
Как контролировать себя в "чёрную пятницу", если вы просто не можете пройти мимо товаров с большими скидками?
Самое простое – составление чёткого списка вещей, которые вы хотите приобрести. Но как раз тот средний любитель распродаж никакой список покупок составлять не будет. А если и напишет, то с удовольствием его потом нарушит. Это один из приятных бонусов игры, в которую он играет с "чёрной пятницей" и вообще со всеми распродажами.

Оля Челак,
"Фея расхламления", организатор пространства, автор блога iskry_radosti:

Можно ли быть умным потребителем и всё же ходить на распродажи?
Ни разу в жизни не участвовала в таком мероприятии и, если честно, не могу себе представить, как это выглядит. На самом деле между разумным потреблением и таким понятием, как "чёрная пятница", общего мало. Чтобы не накупить множества ненужных вещей, вы должны точно знать, что вам нужно и без чего вы действительно не сможете обойтись.

Как сделать участие в "чёрной пятнице" максимально осознанным?
Задайтесь вопросом, насколько вам нужны вещи в списке покупок (а он нужен обязательно!), и подумайте, как же вы всё это время без них обходились. Но всё-таки заставлять себя что-то делать не нужно. Я призываю менять образ мышления, а не насиловать своё сознание: нужно не прийти домой, "переосмыслить и вернуть", а просто не покупать ненужных вещей.

Елена Пискарёва
инстаграм-эксперт, автор сайта naoblakax.ru:
Можно ли считать "Инстаграм" в "чёрную пятницу" такой же распродажной площадкой?
Можно, хотя в России это не так актуально, как на Западе. Там к "чёрной пятнице" подходят серьёзнее. У нас же обычно делают промокод с ограниченным сроком действия – и скидки не такие гигантские, как на Западе.
На какие товары в "Инстаграме" делают скидки охотнее всего?
По моим ощущениям, инстаграм-продавцы готовы делать скидки буквально на всё. Что, на мой взгляд, не всегда правильно: зачастую скидки обесценивают продукт, особенно уникальные услуги или ручную работу.
Инста-покупатель чем-то рискует?
Риск есть, но больше психологический: в распродажной горячке вы можете совершать необдуманные поступки. Кроме того, в "Инстаграм" просто попасться на удочку мошенникам, которые порой очень креативны.