О чём вы мечтали в детстве?

В детстве я постоянно сталкивался со сложностями. Если честно, я практически никогда не задумывался о том, кем я мечтаю стать в будущем и чем буду заниматься. Лет в 12 я думал о том, чтобы пойти отучиться на техника по ремонту холодильников. Думал, у меня будет хорошая зарплата, чемоданчик с инструментами. Ещё до 14 лет я занимался регби, можно даже сказать, что это меня спасло, и в то время были мысли стать профессиональным тренером. Это не было мечтой, а скорее являлось исходом моих представлений. Я до сих пор поддерживаю отношения с тренером. Это человек с большой буквы. Он действительно занимался с нами и делал это с большим желанием. Именно этот человек оставил большой отпечаток в моей жизни.

Откуда возник интерес к перевёрнутости?

Перевёрнутость сопровождала меня ещё с 15 лет. Даже сохранился блокнот, в котором часто фигурировало 180 градусов. Сам интерес к "домам-перевёртышам" появился совершенно случайно. Я изучал каркасное строительство и производство металлоконструкций, чтобы стать дилером одной из компаний в Ростове-на-Дону, и вскоре эта фирма получила заявку на строительство такого дома. До этого я уже знал про перевёрнутые дома, не понимал, для чего они нужны, но они меня очень интересовали. Успех того натолкнул на мысль о собственном проекте, связанном с этим аттракционом. Тогда я основал компанию "Культ-Строй".

В вашей жизни перевёрнутые только дома или этот концепт распространяется шире? Можно ли говорить о своего рода "культе" перевернутости?

О нём нужно говорить. Перевёрнутость отражает происходящее в мире. В какой-то момент я понял, что все слова мертвы. Произошла смерть слов, они перестали иметь какое-либо значение. Я понял, что через искусство, культуру, символы и пространство можно выражать то, что ты не можешь выразить словами. Канал слов мёртв. Их обесценили, обнулили тем, что люди научились манипулировать. Перевёрнутость представляется мне таким импульсом, который сможет перевернуть мир сейчас. Это поможет взглянуть по-новому на многие вещи. Сейчас мы делаем перевёрнутый дом в Нью-Йорке, берём символы Нью-Йорка. Например, Статуя Свободы уже всем намозолила глаза. А мы берём и переворачиваем её, и это заставляет людей посмотреть на неё по-новому.

Считаете ли вы себя художником?

Нельзя себя считать художником. Судят по делам, и судит не сам человек о себе, а другие. Я лично считаю, что художником без преувеличений является каждый человек. Я бывал на разных мероприятиях, которые никак не связаны с художественной тематикой, где людей заставляли делать какие-то поделки, рисовать – и они выражали свою аутентичность, свои представления, ощущения.

Есть прекрасный фильм "Выход через сувенирную лавку", его документировал друг художника Бэнкси. Там круто отражается мысль, что художником является каждый, и художником нужно быть на самом деле.

  

Почему вы решили создавать настолько большие объекты?

Эти объекты естественны. Сложно сказать, что они крупные. Крупные относительно чего? Есть же объекты намного больше. Размер объектов, которые я создавал, оптимален с точки зрения экономики. Мне удалось распространять это искусство, эту культуру, используя коммерческий язык. У нас не было никаких фондов, мы делали это из собственных ощущений и чувств. Все "загорались" и говорили: "Перевёрнутость"! И все наши инвесторы верили в перевёрнутость как символ добрых перемен. Им отзывалась наша концепция.

Можно, условно, нарисовать перевёрнутую картину, это будет намного проще и сэкономит много ресурсов, но это не то, её не поймут. Сила в пространстве. Чтобы что-то случилось, нужен всеобщий перевёрнутый объём как внутри, так и снаружи. Нужен импульс. Да, нужно принести в жертву время и деньги, но такова цена искусства.

Сводятся ли ваши интересы в искусстве только к перевёрнутым домам? Расскажите, пожалуйста, о других своих проектах.

Нет, конечно, не сводится. Я строю очень много планов, много изучаю, много с кем общаюсь. Сейчас я работаю над созданием образовательных мультимедийных выставок, которые будут выражать идею нашего с вами формирования. Это первое направление. Второе направление – это формирование Вселенной: планета Земля, космос. Это то, что я хочу передать себе десятилетнему. Я хочу донести идею того, как окружение влияет на нас. В игровом, мультимедийном формате, с привлечением художников, дизайнеров и всех самых крутых специалистов в этом мире. Я хочу, чтобы у детей осталось в воспоминаниях, с кем они находятся, с кем общаются, что они смотрят, что их окружает. Это неимоверно повлияет на их будущее. Это станет фундаментом. Это никогда не сможет сделать какой-то интеллектуал, технарь, архитектор, потому что это требует другого подхода, другого видения. Это по силам только художнику.

В чём вы видите свою миссию?

Мультимедийные выставки. Это то, чем я планирую заниматься после создания перевёрнутых домов во всех главных городах мира. Это то, чему я хочу посвятить свою жизнь, это и есть моя миссия. Я определился, чем буду заниматься до самой смерти.

Уже сейчас я создал около 25 уникальных объектов, которые посетили больше миллиона человек. Я сотрудничал с художниками мирового уровня, с Иваном Горшковым, Галиграфом, Shotsart (Юрием Маленцевым), Юрием Шачневым, Владимиром Петровичем Куприяновым. Я привлекаю художников, скульпторов, декораторов со всей страны, локальных мастеров – это формирует культурную ценность нашего проекта.

Какие у вас планы на будущее?

Свою деятельность я связываю со своей жизнью, не отделяю личное от работы. Для меня в этом смысле большим примером стал Слава Полунин. Я был у него на "Жёлтое Мельница" в Париже. Это его Арт-пространство, где он живет со своей командой. Для меня это прекрасная проекция. Я хочу жить со своей командой не просто в одной квартире, я хочу находиться с ней в одной среде. Я не хочу привязываться к определенной точке, я люблю мир, мне нравится жить и работать в разных местах. Мне кажется, это очень круто. Моя жизнь всегда была очень хаотичной, и пусть она такой и остаётся: спонтанной, импровизированной, но с теми целями, которые я озвучил.