Главное – не врезаться в стену

Проходя квест, ты полностью погружаешься в процесс.

Проходя квест, ты полностью погружаешься в процесс.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

На меня надевают огромный VR-шлем и дают в руки две панели: левая – чтобы брать предметы, а правая – перемещаться в пространстве. Игра запускается, и я оказываюсь в маленькой камере, всего 22 квадратных метра, как мне сообщает голос главного героя – заключенного тюрьмы Трубецкого бастиона. Из мебели – только кровать, приделанный к стене стол и стул. На стене углем выведен чей-то профиль, а на столешнице лежит письмо, несколько строк вымараны. Их надо нагреть над свечой, понимаю я. Узнаю, что для побега нужно найти веревку. Охранник через окошко в двери передает мне книгу, а в ней – напильник, вот удача! Взламываю замок и оказываюсь в темном тюремном коридоре. Теперь мне надо найти в соседней камере веревку, подсказывает сотрудник музея. Вот только охрана не дремлет – на выполнение всех заданий дается три попытки, и меня все три раза ловят.

Веревка нужна была, чтобы перелезть через высокие стены крепости. Последнее испытание на пути к свободе – побег с Заячьего острова на специально приготовленной лодке.

Решаю, что обязательно приду сюда снова – и в этот раз окажусь проворнее охраны. Графика, голос рассказчика, музыка, скрип двери и вой ветра – все это погружает в атмосферу "русской Бастилии" позапрошлого века на 100%. Главное – при игре не врезаться в стену!

Сложно, но познавательно

Коридор тюрьмы Трубецкого бастиона.

Коридор тюрьмы Трубецкого бастиона.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

О том, как придумывался этот VR-проект, рассказал Николай Выговский, и. о. заместителя генерального директора по общим вопросам Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

– Это было совместное решение фонда по развитию музея с отделом компьютерных технологий. Мы хотели популяризировать историю крепости, привлечь молодое поколение, – сообщил он. – У каждого современного музея имеется виртуальное пространство, проводятся онлайн-лекции, вот и мы решили идти в ногу со временем.

По словам Выговского, квест получился довольно сложным, но так и задумано – ведь на самом деле из тюрьмы Трубецкого бастиона не сбегал ни один заключенный. При разработке проекта использовались архивные материалы музея: фото, чертежи, рисунки. По ним были восстановлены внутренний и внешний антураж тюрьмы.

В полной изоляции

Антураж камеры.

Антураж камеры.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Почему такой побег в реальности был невозможен, станет понятно при посещении настоящего Трубецкого бастиона. Старший научный сотрудник музея Марина Вершевская пояснила, что заключенные Петропавловской крепости действительно несколько раз удачно сбегали, однако это не касалось тех, кто был осужден по политическим статьям и содержался в "русской Бастилии".

Условия были действительно жесткими: за заключенными всех 69 камер денно и нощно следила Наблюдательная команда из 12 человек. Позже к ним добавилось еще 12 жандармских наблюдателей. Дежурили в коридорах по двое, пары сменялись, охранники не могли заходить в камеру по одному. Это делалось для того, чтобы исключить контакты с арестованными. Выводили на прогулку заключенных тоже по одному. Напильник, как в игре, получить было невозможно – все передаваемые в камеру книги тщательно просматривали. Получается, что узники находились в полной изоляции от внешнего мира.