В Петербурге открылась выставка картин внучатой племянницы Марка Шагала - Ирины Марков-Шагал. На экспозиции представлено не так много работ - одни напоминают стиль знаменитого родственника, вторые представляют из себя туманные образы, третьи посвящены Петербургу. Ирина уверяет, что не стесняется, когда ее картины сравнивают с полотнами талантливого дяди.

О том, что она родственница знаменитого художника, Ирина узнала лишь в 10 лет. Марков-Шагал никогда не видела Марка Шагала. А вот ее фамилия - невероятное совпадение, а не псевдоним.

Ирина Марков-Шагал прилетела в Петербург, дала Metro большое интервью и рассказала, как она скрывала свои картины от отца целый год, потому что тот боялся собственной фамилии, а сейчас дарит их по разным странам.

Как начинали писать свои картины? Старались пародировать или же вдохновлялись общими воспоминаниями?

- Начинаешь писать, становишься популярной и думаешь - а как тебя воспримут родственники, которые видели Марка Шагала и общались с ним? Я ведь находилась в изоляции, в моей семье имя его боялись произнести - а вдруг опять что?! Страх довлел всю жизнь над моей семьей. Например, когда мой папа получил письмо о реабилитации своего отца, он рыдал. В свои 80 лет. Я все это видела, переживала. Поэтому целый год папа не знал ничего о моем творчестве - я ему не показывала свои картины. А потом все-таки решилась. Когда он увидел, настала немая сцена. Он сначала смотрел с ужасом, вспоминая, что всю жизнь себя ломал. Он не мог слышать имя Марка Шагала, живя в страхе, хотя сам носил эту фамилию. И вдруг он мне говорит: "Пиши! Но сделай так, чтобы ты была самостоятельным, самодостаточным художником. Пусть память о трагически погибшем Марке тебя вдохновляет".

- Когда начинали развивать свое творчество, страха не было, что Вас всегда будут сравнивать с Вашим талантливым и знаменитым родственником, обсуждать и, возможно, осуждать ?

- Я понимаю, что груз фамилии всегда на мне. И что будут сравнивать, тоже знала. И что на картинах будет стоять фамилия - Марков-Шагал. Кстати, это не псевдоним! Это моя фамилия по паспорту. Первая часть фамилии у меня от мужа, вторая - от папы. Когда спрашивают, как мужа выбирала, отвечаю - по фамилии! Он действительно Марков. Познакомились мы с ним 18 лет назад. А писать картины я начала 4 года назад. Так что извините, такое вот совпадение! А теперь еще и семейная хохма.

- Кроме творческих генов, что еще Вам передалось?

- Щедрость! Я свои картины дарила России, Белоруссии, Узбекистану, своему городу дарила, на выставках дарю. Насколько я знаю, это объединяет нас с Марком Шагалом  - он тоже очень много дарил картин. А еще! Ему цыганка нагадала его жену. Мне ученица самой Джуны сказала: "В 40 лет ты встретишь свою судьбу". Так и случилось! Мой муж меня поддерживает во всем. Он даже приковывал себя наручниками в больнице, пока мне делали операцию. Внешне - мы совсем разные. Он высокий и худой, мы с ним - как Тарапунька и Штепсель, 35 см разница в росте. Но мы - одно целое.

- Расскажите о своей жизни, о себе, как об Ирине Марков-Шагал, а не как о родственнице художника.

- Я живу с мужем в Эйлате, на юге Израиля. Из Саратова, где я когда-то возглавляла финансовую корпорацию области,  переехала 13 лет назад - покидала Родину в тяжелом, почти безнадежном состоянии. Но Святая земля мне помогла, и она возрождает, дает вторую жизнь. Там же начала писать стихи и сказки, которые ставят на сцене уже около 8 лет. Пишу оды, памфлеты, серьезные аналитические статьи, с которыми издаюсь в журналах. Марк Шагал ведь тоже писал! У меня два высших образования. В свое время баллотировалась в Госдуму и прошла в нее. Но у меня тогда не было мужа, не было надежного плеча и я не рискнула продолжить. Сейчас в Израиле у нас уже подрастает внучка. В моей семье все прекрасно говорят по-русски, в том числе и она - даже прочитала 35 книг на русском языке.

- С кем из родственников Марка Шагала, живущих в Петербурге, Вы знакомы?

- Галина Исаревич - моя сестра, но не родная, конечно. Она рассказывала, что буквально недавно на нее вышел еще один Шагал - сообщил, что составляет генеалогическое древо. Это натолкнуло меня на мысль - сделать генетический анализ. Я его сделала - мое родство с местными Шагалами подтвердилось! Мне ведь очень хочется с ними породниться, дружить. А вообще, мне кажется, я близка питерцам по духу. У меня нет веселых и легких картин. Все они - в дымке, с загадкой, которую пусть каждый решает для себя. Когда я в первое утро проснулась в Петербурге в 08:30 - думала, что еще ночь. Муж уговаривал поспать. Потом посмотрели с ним на часы - думали, они сломались. Но нет, оказалось такое темное утро. "Ну когда же светать-то будет?!"- спрашивал супруг. Мы же 13 лет в пустыне живем, там в самое холодное время - +20 градусов. А здесь супруг причитает каждые две минуты: "Как же я выживу?! Как тут холодно".