Прошла плановая проверка плавучих затворов судопропускного сооружения С-1 - Морских ворот Санкт-Петербурга, через которые проходят корабли, паромы и лайнеры. Во время наводнений батопорты (по сути, это две большие железные створки) закрываются, перекрывая движение по каналу и образуя защитный барьер от потоков воды, которые становятся причиной наводнений. Кстати, установлены батопорты над подводным автомобильном тоннеле, аналогов которого в России нет. Да и сама конструкция защитных сооружений уникальна: такая есть только в Петербурге и Роттердаме.

- С начала работы (2011 года - прим. ред.) было предотвращено 14 наводнений, - рассказал Metro замгендиректора по эксплуатации комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений Игорь Полищук. - Последнее было в ночь с 7 на 8 января этого года, предположительный уровень затопления - 2.24 м. Самое крупное предупрежденное наводнение случилось 26 декабря 2011 года - тогда уровень воды мог подняться на +294 см, наводнение стало бы третьим по масштабам за всю историю Петербурга. О возможном катаклизме мы узнаем за 60 часов, весь процесс закрытия батопортов занимает 45 минут.

Максимальный уровень воды в Невской губе постоянно колеблется: бывает и минусовым, иногда доходит до 1.30 м. Благодаря системе каналов и гранитным набережным город способен выдержать подъем воды до 1.6 м. Защитное сооружение на дамбе способно выдержать до 5.15 м.

- Сейчас чаще всего наводнения происходят зимой, когда наблюдаются перепады температур, связано это с экологией: раньше самым опасным периодом была осень, - отметила начальник управления экологии и системы предупреждения наводнений при Минстрое Роза Михайленко. - На работу защитных сооружений негативно влияет появление насыпных территорий в Невской губе. Чем меньше объем водной поверхности, тем меньше могут быть закрыты батопорты - иначе город начнет затоплять вода из Невы и Ладожского озера. Пока комплекс может быть закрыт максимум на 48 часов, на практике дольше всего было закрытие на 40 часов.

Как работает дамба: наглядно