Биржа импортозамещения – это цифровой мост между нуждающимися в продукции и теми, кто её производит.

Первые публикуют на сервисе запрос, вторые направляют свои коммерческие предложения. Такая схема позволяет исключить посредников, тем самым сократив издержки.

– У нас активно действуют платформы с госзакупками, и Биржа импортозамещения станет одной из таких платформ, – объясняет Metro доцент факультета таможенного администрирования и безопасности СЗИУ РАНХиГС Владимир Николаев. – Для импортозамещения пока остаются два основных вопроса: это технологии и себестоимость. На мой взгляд, решение этих вопросов для регионов кроется во взаимодействии с научной школой, лабораториями и институтами.

Тест-драйв сервиса

Несмотря на то, что инструмент новый, его уже успели опробовать многие российские бизнесмены, в том числе из Петербурга. Так, поиск заказчиков на электронной платформе ведут 4000 поставщиков. А сумма сделок доходит до 2,5 млрд рублей. Положительное влияние на экономику региона также отмечают финансовые аналитики. Более того, по мнению последних, запуск Биржи импортозамещения позволил предотвратить ряд проблем, связанных с санкционным ударом США и стран ЕС.

– В экономике определённо будет рост. Будут открываться новые предприятия, – констатирует бизнес-тренер по транспортной логистике Камиль Баймухаметов.

По словам собеседника Metro, Биржа импортозамещения – это ещё и стимул для развития промышленного сектора страны. Во-первых, зарубежные компании, массово ушедшие с российского рынка, освободили место для отечественных производителей. Во-вторых, ниши, которые сейчас пустуют, смогут занять новые предприятия.

– Если это банальное производство туалетной бумаги или, например, продуктов, то это возможно осуществить через такую биржу в течение трёх месяцев, если IT-сфера – то это минимум год. Опять-таки, важна поддержка государства, чтобы процесс инвестирования денег в бизнес был налажен, – добавляет Камиль Баймухаметов.

Дефицита нет и не будет

Биржу импортозамещения запустили 14 марта. Один из инициаторов проекта – Минпромторг РФ. Создание сервиса продиктовано временем. В последние два месяца резко вырос спрос на отечественные запчасти, комплектующие и другую продукцию. Портал благодаря опциям оперативности и мобильности позволил оперативно закрыть вопрос с обеспечением производственных компаний деталями и тем самым избежать дефицита продуктов, бытовой химии и других жизненно важных товаров.

Впрочем, пока ещё остаются сферы, не охваченные Биржей импортозамещения. Но это лишь вопрос времени.

– В транспортной сфере наблюдается дикий конкурентный рост и снижение цен, несмотря на то, что сами по себе перевозчики испытывают ряд финансовых затруднений, в том числе и повышение цен на запчасти и отказ крупнейших европейских производителей техники от поставок. И пока нет каких-то налоговых и кредитных льгот, то здесь будут возникать проблемы и, соответственно, биржа не сможет чем-то помочь в ближайшие полгода, – говорит Камиль Баймухаметов.