Metro, Сообщество питерских блогеров и городская туристская программа St. Petersburg Card при поддержке ПАО «МКБ» продолжают проект-гид по музеям «Петербург изнутри».

В Музее истории религии встретились и мирно сосуществуют все мировые конфессии. Как в большой коммуналке, здесь уживаются атрибуты шаманов, иудейские торы, христианские иконы и кресты, буддийские статуи и многое другое.

Бубен для шамана

Экскурсия по музею начинается с залов, посвящённых архаическим и традиционным верованиям.  Здесь представлены ритуальные сосуды, идолы, макеты святилищ.

– Наши историки во время экспедиции по местам обитания надымских ненцев собирали описания святилищ, – рассказывает экскурсовод музея Наталья Мордашева. – И по этим описаниям были сделаны макеты для нашего музея. У каждого святилища свои духи-охранники, дерево, почитаемое местным народом.  Здесь же представлены костюмы шаманов. У некоторых народов они избирались, в Сибири дар шамана передавался по наследству. Именно они общались с духами.

Из музея – в храм

Музей истории религии – единственный в России и один из немногих в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. Собрание насчитывает более 180 000 экспонатов, древнейшие из которых датируются VI тыс. до н.э.

Чтобы внимательно изучить все залы, посетителю потребуется не один день. Из мира шаманизма гости перемещаются в залы иудаизма, зарождения христианства.

Зал ислама мирно соседствует с залом буддизма, откуда на посетителя смотрят статуи будд, привезённые из разных стран мира. Рядом с ними – точный макет Петербургского дацана.

– Кстати, о существовании буддийского храма в Петербурге многие узнают только благодаря нашему музею, – говорят экскурсоводы.

Крест-путешественник

Уникальный экспонат в коллекции музея – распятие из мастерской школы Джотто ди Бондоне, известного флорентийского живописца XIV века.

– Джотто меняет концепцию  изображения распятия. Если раньше Христос изображался как победитель смерти, то у Джотто он страдает. Смерть теперь воспринимается как реальный факт.

Крест был привезён из Италии российским дипломатом Михаилом Щекиным, который подарил свою коллекцию Музею изящных искусств (ныне это Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Затем этот крест попал в Центральный антирелигиозный музей в столице, оттуда переехал в Петербург.

– Это единственный пример распятия, принадлежащего  школе Джотто, – говорит Наталья Мордашева. – Мы этим крестом гордимся. Поступил к нам в удручающем состоянии, и наши мастера занимались его реставрацией.
В зале, рассказывающем о православии, хранится мерная икона Александра II.

– Такие писались после рождения ребёнка, и благодаря этому образу мы можем увидеть, какой рост был у младенца Александра при рождении.

Бога нет

Один из залов посвящён атеистическому прошлому нашей страны. Здесь представлены карикатурные изображения священников, патриотические панно, выполненные бывшими иконописцами. Рядом – плакат с изображением космонавта Юрия Гагарина, который радостно сообщает, что Бога нет. А рядом с Гагариным – икона Ксении Блаженной.

– Мы разместили здесь же копии записок, найденных в советское время в часовне, – говорит Наталья Мордашева. – Несмотря на то что советская власть боролась с религией, многие почитали святых. К Ксении Блаженной приходили во все времена: студенты просили помочь сдать сессию, девушки – встретить любовь. Всем хотелось чуда.

Генеральный  партнёр проекта ПАО «Московский кредитный банк».