В Екатерининском дворце произошло знаковое событие: реставраторы восстановили портал из лазурита (обрамление двери) в Лионском зале, который входил в число личных апартаментов Екатерины II.

Во время войны лазуритовая отделка стен была полностью уничтожена. Как заявила директор музея-заповедника "Царское село" Ольга Таратынова, Лионский зал по значимости сравним для музейщиков с Янтарной комнатой.

- Нам очень жаль, что этот шедевр погиб в войне, - заявила Ольга Таратынова. – Но не случайно мы открыли этот зал в нынешнем виде. Мы хотели, чтобы наши посетители, проходя по нашим прекрасным залам, могли видеть, что работы все-таки продолжаются.

Воссоздание одного из порталов в музее считают первым шагом к возвращению исторического облика парадного интерьера. Для него потребовалось 150 килограммов лазурита. Работы финансировались не государством, а благотворителями – они обошлись в 5 миллионов рублей.

- На все нам просто не хватает средств, - продолжает Ольга Таратынова. – Мы сосредоточились на павильонах Александровского парка. Но нам бы все равно очень хотелось продолжить то, что было начато экс-руководителем "Царского села" Иваном Петровичем Саутовым. Мы мечтаем продолжить восстановительные работы и во дворце. Однако смета на восстановление Лионского зала очень высока – он был роскошный и выделялся своей уникальной исключительной отделкой. Воссоздание портала – только первый шаг, однако теперь у нас появилось желание продолжать эти маленькие шажки, которые в конечном итоге приведут к тому, что мы в первозданном виде увидим этот зал.

Работы по изготовлению портала из лазурита выполняли реставраторы "Царскосельской янвтарной мастерской", которые занимались воссозданием Янтарной комнаты. Так работать с камнем в России, пожалуй, не умеет никто.

- Это была сложная работа, так как речь о 100-процентном воссоздании, которое делалось по историческим фотографиям и архитектурному проекту, - рассказал Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской. – Приходилось много трудиться: был этап рисования, лепки, cоздания форм – то есть сложные технологические вещи. Мы очень рады, что наша шестимесячная работа над воссозданием портала увенчалась успехом.
Как рассказал Борис Игдалов, в работе использовался лазурит из Афганистана. Хотя исторически в этом зале использовался забайкальский лазурит. Но в нем много белых включений, поэтому отходы от работы с ним были бы колоссальными. Ведь по задумке архитектора проекта все должно быть синим. Афганский лазурит оказался в этом смысле более экономичным.

А что дальше? Руководство музея говорит, что первым делом будут восстанавливаться порталы – их еще два. А потом можно будет подумать о самом дорогом элементе интерьера Лионского зала – панели из лазурита, которая опоясывала весь зал.

Лионский зал: непростая история
Зал создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе – на золотистом сияющем фоне фазаны, павлины, лебеди в сложном переплетении гирлянд и ветвей. Лазуритовый декор Лионского зала в XVIII веке состоял из карниза, фриза, панелей в нижней части стен, опоясывающих помещение по всему периметру, наличников окон, обрамления дверей. Каменный набор был выполнен из тонких пластин байкальского лазурита, наклеенных на основу из известняка в технике, получившей впоследствии название "русская мозаика".