На самые важные и популярные вопросы о коронавирусе нам ответила врач-инфекционист Оксана Станевич.

Самый наболевший вопрос: когда всё это закончится?

– Точного ответа нет. Любой инфекционный процесс имеет естественное течение, и теперь мы наблюдаем его с новой инфекцией у людей, которые с этим не сталкивались. Возможно, всё закончится быстрее, если будет вакцинация.

Каковы перспективы вакцинации?

– Перспективы пока туманные, но, по крайней мере, мы понимаем, что существуют несколько кандидатов, достаточно перспективных, которые, судя по публикациям, дают выработку иммунного ответа. Но как бы это ни было в пробирке (я имею в виду – вот мы укололи вакциной добровольцев, взяли у них кровь, увидели, что у них есть антитела и иммунные клетки, которые теперь должны реагировать на вирус), в реальной жизни всё работает немного не так. Действительно ли сработала вакцина, оценивается по другим параметрам: если люди в течение полугода не заболеют ковидом, то это будет главным ответом, что вакцина сработала.

Вы сами готовы вакцинироваться?

– Я уже прививалась китайской вакциной в рамках 3-й фазы клинических испытаний в НИИ гриппа в Санкт-Петербурге. Поскольку исследование заслепленное, то я не знаю, есть у меня антитела или нет. Узнаю в течение полугода. Часть людей получала плацебо, часть – препарат. Посмотрим, кто заболеет, кто – нет.

Расскажите о схемах лечения ковида на разных этапах.

– Если речь идёт об инфекции лёгкого и средней тяжести течения у людей моложе 50 лет без сопутствующих заболеваний (онкология, заболевания сосудов и сердца, специфические заболевания крови, СПИД), которые могут находиться дома, то она никак не лечится. Никак специально не надо лечить! Ковид в большинстве случаев сопровождается пневмонией. Но это не означает, что при лёгком течении и средней степени тяжести ближе к лёгкому её надо как-то специальным образом лечить, антибиотиками особенно.

Лёгкая степень при отсутствии факторов риска – это когда температура не выше 38,5 градуса. Вообще, человека, болеющего ковидом, может лихорадить достаточно долго. Пятидневная температура для молодого человека – это не катастрофа, главное – контролировать показатели крови и дыхательных функций: сатурацию, которую мы измеряем пальцевым пульсоксиметром (она не должна падать ниже 96–95%).

Показатели крови врач должен контролировать хотя бы раз за весь период болезни. Хорошо, если будет КТ и она покажет поражение степени 0-1, тогда человек может находиться дома. Человек не должен чувствовать выраженной слабости, которая не позволяет дойти ему до туалета, и опасных симптомов в виде кашля с мокротой с прожилками крови и т.д.

Антибиотиками, к сожалению, коронавирус не лечится, и тут беда амбулаторных врачей, которые килограммами их назначают. Лихорадку они не снимают, и тогда назначают дексаметазон, чтобы её сбить. А это гормональный препарат, который принимать без показаний на догоспитальном этапе крайне нежелательно. Особенно, если функция дыхания при этом совершенно не страдает. Следующая беда: назначение препаратов, разжижающих кровь, без защиты для желудка, я имею в виду препараты, которые защищают слизистую желудка – омепразол, например. А это очень важно, поскольку назначение любых разжижающих кровь препаратов провоцирует обострение проблем, связанных с желудком, и повышает риск развития желудочного-кишечного кровотечения.

Насколько часто случаются повторные заражения коронавирусом?

– Пока этот вопрос не изучен до конца. Но уже есть ряд исследований, которые помогают понять, что реинфекция коронавирусом встречается крайне редко. В мире на 64 млн заболевших подтверждено всего 24 случая повторного заражения. Конечно, недоказанных гораздо больше. Но учёные задались целью и провели исследование, которое выявило всего 24 случая. Однако, несмотря на это, переболевшие всё равно должны соблюдать все меры безопасности: социальное дистанцирование, средства индивидуальной защиты.

Почему, несмотря на противоэпидемиологические меры, заболеваемость растёт?

– Потому что у эпидемии есть естественный определённый ход: пока не будут заражены все восприимчивые лица, до тех пор она будет продвигаться. Пока заражённый человек будет заражать хотя бы одного человека в день в своём окружении, до тех пор пандемия будет длиться. Это прекратится только тогда, когда 90% населения столкнётся с вирусом либо когда мы обретём нормальные меры для профилактики. Это, конечно, не маски, а вакцина.

Можно ли сказать, что Петербург вышел на плато?

– Я думаю, что Петербург не вышел на плато, и это связано просто с физическими возможностями лабораторий. Лаборатории в городе не могут обрабатывать какое-то запредельное количество образцов в день, всё-таки там ограниченное количество кадров. Я думаю, мы вышли на какой-то предел обработки того количества материалов, которое существует сейчас в городе. Ежедневно врачи лабораторий не могут обрабатывать 32 тыс. образцов единовременно. Это невозможно.

Если человек всё-таки заболел, как помочь себе до прихода врача?

– Нужно приобрести пальцевой пульсоксиметр. Особенно это касается лиц старше 50 лет и молодых людей, имеющих хронические заболевания лёгких. Если вы почувствовали недомогание, слабость, температуру выше 37,5, то, скорее всего, вы заболели коронавирусом. В этом случае есть смысл приобретения пульсоксиметра. Потому что в пандемию все остальные штаммы других вирусов оказались вытеснены. Поэтому грипп и парагрипп предполагаются с меньшей вероятностью. Конечно, лучше не ходить на работу, особенно если вы работаете в детском коллективе. Надо остаться дома и начинать измерять ежедневно свою сатурацию. Не один раз в день, а утром, в обед и вечером. Потому что одышки как таковой вы не почувствуете. Аналогом одышки у человека является сильная слабость, выраженная разбитость. При цифрах ниже 95 вы должны вызвать скорую помощь, если это человек пожилой. Если 95 и выше, можно проконтролировать другие показатели – это длительность высокой температуры. У пожилых людей и имеющих сопутствующие серьёзные заболевания даже в течение одного дня показатель температуры 38 может означать наличие серьёзной пневмонии. Поэтому ориентироваться надо на сатурацию – это более эффективный показатель, чем температура. Снижение сатурации до 95 и ниже – показатель для госпитализации.

Для тех, кто молод и здоров, высокая температура 38–38,5 в течение пяти дней – это не страшно. Дальше надо ориентироваться на другие показатели. Кашель с мокротой. Какая мокрота – прозрачная, гнойная, с прожилками крови? Другие признаки: сыпь, судороги, изменение цвета мочи, диарея, рвота – это все надо принимать во внимание. Если вы вызываете врача, то должны обратить его внимание на то, что он берёт повышенную ответственность за вас, если сажает на карантин, и требовать от него анализов, которые вы выполните силами поликлиники по месту жительства, либо чтобы он дал вам разрешение выйти в коммерческую лабораторию, перед тем как уйти на карантин. Нужно сделать клинический анализ крови и на цереактивный белок, для пожилых людей – анализ крови на дедимер, это показатель на состоявшийся тромбоз или высокий риск тромбоза и активное воспаление. Для лиц старше 60 лет можно проверить тропонин – это такой сердечный маркер, который указывает на поражение сердца. И требуйте проведения ЭКГ.