Фрилансеры создают новый рынок труда, персонал будут набирать в регионах, а москвичи могут потерять в зарплате. О тенденциях рынка труда рассказали в ходе онлайн-конференции в рамках проекта "Цифровое ускорение" от компании Tele2.

Спикерами мероприятия стали директор по персоналу макрорегиона "Северо-Запад" Tele2 Юлия Девяткина, директор департамента по работе с персоналом "Абсолют Банка" Сергей Новосад и кандидат психологических наук, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Елена Кудрявцева.

Работа онлайн приводит к окопному синдрому

Основной проблемой, с которой столкнулись специалисты во всём мире, оказалась банальная нехватка живого общения.

– Мы столкнулись с ситуацией, когда сотрудники, люди, к которым мы привыкли и которых знаем давно, оказались в новом состоянии. Мы видим сигналы о невероятном дефиците неформального общения. Те самые пресловутые разговоры у кулера – это всё ушло. Нет спонтанности и живой жизни. Мы вдруг все поняли, что это был очень важный компонент нашей работы. И эту спонтанность организовать очень трудно, – рассказывает Елена Кудрявцева.

Ещё одну проблему спровоцировала сама коммуникация. На удалёнке люди постоянно находятся в напряжении из-за боязни пропустить звонок или сообщение по работе. В офисе человек мог выйти на обед или в другой кабинет – и его отсутствие воспринималось нормально. В нынешних реалиях пропущенное сообщение в рабочем чате часто расценивается как игнорирование собеседника.

– Сейчас получается, что если вы не ответили на звонок коллеги, не вышли другим образом на связь, то вы пропустили. И это воспринимается если и не как прямое нарушение, то, по крайней мере, всеми другими считывается как неуважение к желанию с вами взаимодействовать. Все формы взаимодействия становятся такими тревожными сигналами, и сотрудники находятся постоянно в состоянии боевой готовности. Это создаёт дополнительную нагрузку и стресс, – объясняет Елена механизм формирования окопного синдрома (или синдрома длительной мобилизации).

 

Цифровые технологии помогут справиться с ситуацией

Согласен с экспертом и Сергей Новосад. Он рассказал о примере, когда искусственный интеллект "Анализ цифровых следов сотрудника" предсказал почти 90%-ную вероятность выгорания людей на удалёнке. Здесь же кроется и решение проблемы.

– Такую систему мы установили у себя в банке, и я мог конкретно у каждого по фамилии и по группам видеть степень выгорания. Четыре стадии – и все они видны. Быстро реагировать, не тогда, когда уже заявление написали, а досрочно, – делится Новосад.

С помощью этой программы в компании провели эксперимент. Коллектив разделили на несколько групп. У одних было живое общение, другие были его лишены. Как итог – уровень производительности был выше, а сгораемость ниже там, где неформальное общение присутствовало.

Подобные практики применяются и в компании Tele2. Юлия Девяткина рассказала, что справиться с ситуацией во время первой волны помогло и то, что цифровые проекты в Tele2 реализовывались с 2018 года. Благодаря этому и качественной работе IT-службы буквально за несколько недель удалось перевести восемь тысяч человек на удалённую работу.

 – Но первое, что потребовалось, – это создание оперативного управления, своеобразного ковидного штаба. Они были созданы по всей стране и, конечно, в нашем регионе. Это было похоже на подготовку к военным действиям, я думаю, все компании прошли через что-то подобное, – делится Юлия Девяткина.

 Справиться же с нехваткой неформального общения позволяют различные онлайн-мероприятия, которые проводят в компании.

– Ежемесячно директор макрорегиона выходит в прямой эфир в закрытой группе в Instagram на инстазавтрак. На нём любой сотрудник может свободно спросить всё что угодно напрямую у топ-менеджера и получить честный ответ. И корпоративный Новый год мы решили проводить онлайн – отмечу, что это будет впервые, когда на празднике соберутся все регионы Северо-Запада. Уверена, это ещё больше сплотит команду, – добавляет директор по персоналу макрорегиона "Северо-Запад" Tele2.

Сотрудникам требуется забота о здоровье

Как отметила кандидат психологических наук Елена Кудрявцева, в период пандемии волноваться необходимо не только о психологическом, но и о физическом состоянии персонала. "Компонент заботы о здоровье вышел на первый план", – подчёркивает специалист. В данном случае лучшее, что могут сделать руководители, это обеспечить работников качественным социальным пакетом.

Так сделали и в Tele2. Здесь с помощью страховой компании внедрили сервис телемедицины для сотрудников, запустили программу психологической помощи.

– Мы оперативно организовали медицинскую поддержку, чтобы снять лишние страхи и дать людям в момент турбулентности чувство стабильности и защиты. Это словно невидимый, но прочный зонт, который мы раскрыли над сотрудниками, – рассказывает Девяткина.

Переработки также никому не нужны. И то, что люди стали проводить у мониторов гораздо больше времени, в один голос подтверждают все эксперты.

– Очень важно обозначить правила игры. Анализ показал: в первый месяц сотрудники работали на 2 часа больше, чем обычно. Мы это ограничили. Ввели правила, время работы и личной жизни, – делится директор департамента по работе с персоналом "Абсолют Банка" Сергей Новосад.

Тренды в работе HR уже изменились

Рассказал Сергей Новосад и о тенденциях на мировом рынке, которые уже вполне чётко прослеживаются и в России.

– Экономику трясёт и будет трясти гораздо чаще, чем люди к тому привыкли. Колоссально высокая турбулентность бизнеса в мире привела к тому, что перед бизнесом встал вызов: нужно создавать стабильный результат в нестабильной среде. И этот тренд будет усиливаться, – считает эксперт. Если раньше такие встряски происходили раз в десять лет, сейчас это может повторяться каждый год.

Более того, пандемия создала своеобразное цифровое цунами. Хотят люди этого или нет, но бизнес должен стать цифровым, причём практически везде. Всё это создало новый вид экономики – дистанционную.

– Удалённое рабочее место – это навсегда. Доля их будет только расти, я вам гарантирую, – говорит Новосад.

Ещё одна тенденция на рынке труда, вызванная развитием техники и искусственного интеллекта, – рынок фрилансеров.

– Нам говорили: роботы вытеснят людей, но будут созданы новые рабочие места. Я пока не вижу новых мест. К чему это приводит? Возникает много людей во фрилансе, которые создают новый рынок труда и труд которых используется частично, – объясняет директор департамента по работе с персоналом "Абсолют Банка".

Сергей Новосад также полагает, что удалёнка приведёт к совершенно другому распределению трудового капитала и трудовой силы по миру. Как пример он приводит уже распространённую практику, когда кол-центры из Америки перемещаются в Мексику, консультации медицинских специалистов заказывают в Индии, другие дистанционные работы покупаются в Африке. Всё это происходит потому, что в этих странах услуги стоят элементарно дешевле.

Что касается нашей страны, то эксперт прогнозирует подобную миграцию рабочих мест от центра к периферии. Поставлять айтишников, дизайнеров и других специалистов будут через удалёнку. Например, подобную организацию создают в Улан-Удэ.

– Не секрет, что выгоднее нанимать сотрудников не в Москве, потому что они там дороже, а в регионах, – подчёркивает Сергей Новосад.

Он уверен, что это со временем отразится и на оплате труда жителей столицы – она будет снижаться.