На Малой Садовой разобрали стихийный мемориал медицинским работникам, 116 фотографий уместились в два больших контейнера

Портреты на строительном заборе напротив городского Комитета по здравоохранению появились весной, когда стало известно о нескольких врачах и медсёстрах, умерших от коронавируса. Организатором этого мемориала стали петербурженки Ирина Маслова и Галина Артеменко.

– В конце марта, когда закрепляли на стене первые фото, мы не могли даже купить цветы, поскольку все магазины из-за карантина были закрыты, – рассказывает журналист Галина Артеменко. – Но благодаря хорошим людям цветы всё-таки появились, это были красные гвоздики.

Ирине и Галине стали присылать фото и данные погибших медиков, они заказывали их портреты. Иногда снимки врачей, медсестёр и санитарок приносили их родственники. К стене приходили близкие погибших и просто петербуржцы и гости города; несли цветы, оставляли стихи и рисунки, к металлической сетке забора привязывали медицинские и самодельные маски.

Дмитрий Лисовец, председатель Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга:
– Стена памяти была самым заметным памятником пандемии, который существует в нашем городе. Для руководства и сотрудников Комитета по здравоохранению это был самый значимый стимул для работы, чтобы эта стена не увеличивалась. Но вирус оказался не так прост.

– Сотрудники кафе, расположенных на Малой Садовой рядом с мемориалом, давали нам лейки, воду, помогали вынести мусор, – продолжает Галина. – Но случались и неприятные истории. Ира купила маленькие ёлочки в горшках, которые мы поставили вдоль стены. Так вот, эти ёлки кто-то украл…

Последние портреты здесь появились 10 ноября. Все знали, что строительный забор скоро уберут и с мемориальной стеной нужно что-то делать.

Сегодня стену демонтировали. Волонтёры протерли от пыли, сняли и сложили в контейнеры все 116 портретов. С Малой Садовой их увезли на хранение в Музей политической истории.

– Мы надеемся, что найдутся люди, которые готовы сделать сайт, посвящённый погибшим медикам Петербурга, где будут рассказаны их истории жизни, а также опубликованы ссылки на материалы, которые за это время выходили в СМИ, – говорит Ирина Маслова.

Ангел

Сразу после того, как на Малой Садовой улице демонтировали стену памяти, на набережной реки Карповки, напротив Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, открыли табличку, где скоро будет установлен памятник медикам, погибшим от коронавируса.

– Это хорошее место, – считает ректор университета Сергей Багненко. – Нашей больнице 123 года, мы всегда были на передовой. И сейчас здесь принимают пациентов с COVID-19.

Уже принято решение, что на скамейке рядом с институтом появится фигурка ангела. Её автор, известный петербургский скульптор Роман Шустров, весной этого года скончался от коронавирусной инфекции.

– Уже два Роминых ангела охраняют Петербург, и их очень любят петербуржцы и гости города, – говорит Ольга, родственница скульптора. – Теперь будет третий. У Романа их много, и все они очень добрые. Для этого места мы выбрали самого грустного.

Быть – как мама

Сегодня к мемориалу и на набережную реки Карповки приходили родственники погибших медиков.

У Дарьи Фёдоровой от ковида умерла мама. 59-летняя Марина Анатольевна работала рентген-лаборантом флюорографической станции Невского района. Даше 23 года, она младшая в многодетной семье Фёдоровых. При рождении весила всего 700 граммов и считалась самым маленьким новорождённым ребёнком в Петербурге. Выжила благодаря стараниям врачей и любви и заботе родных.

– Моя мама была медиком, она ничего не боялась, – говорит Даша. – У меня уже есть техническое образование. Но я думаю получить медицинское, чтобы, как мама, помогать людям.