Лекарство от коронавируса разрабатывают под Петербургом.
О том, как работает новый российский арепливир, Metro рассказала к.б.н. Марина Грановская – молекулярный биолог, доцент Института системной биологии Ирландии. Она инициировала разработку препарата и принимала в ней участие.

Как COVID-19 попал в сферу ваших научных интересов?
– Это не вопрос интересов, а вопрос профессиональных ценностей. Мои учителя, известные западные учёные,  когда разрабатывали новые технологии, создавали алгоритмы лечения или непосредственно препараты, всегда ориентировались на конечную фундаментальную пользу для науки, медицины, общества и практическое применение. Потому, когда началась пандемия в Китае, а затем "загорелась" Европа, я стала анализировать, по каким точкам нужно атаковать коронавирус.

Марина Грановская.

Марина Грановская.

"Metro"

Фото:

По каким точкам – и чем?
– Да. Важно было и найти известное действующее вещество, которое уже проходило клинические исследования: фавипиравир, на котором основано наше лекарство, был создан в 2014 году в Японии. Но арепливир не дженерик, а репозиционированный препарат: молекула известна и испытана, а вот показание у неё расширенное. Изначально она использовалась для лечения гриппа и вируса эбола. Мы предложили использовать её для лечения COVID-19 и провели клинические испытания, то есть репозиционировали.

Как арепливир работает?
– Он значительно снижает вирусную нагрузку на начальных стадиях заболевания. У SARS-CoV-2 c собой есть "ксерокс" – РНК-полимераза, которая копирует геном вируса. Препарат её блокирует.

Он проходил испытания в российских больницах?
– Да, в течение 1,5 месяцев – на ковидных больных в стационарах Москвы и Ленобласти, в том числе в больнице №40 Курортного района. Эффективность была очень убедительная: у пациентов (не на ИВЛ) с температурой под 40 улучшалось состояние за 3-4 дня. Но важно добавить: вместе с арепливиром их лечили по разработанной нами расширенной схеме,  включающей блокировку входа вируса в клетку, развитие тромбоза и замедление атаки иммунной системы.

Препаратов на основе фавипиравира в России зарегистрировано уже несколько, но распространения они ещё не получили. Почему?
– Их применяют очень "точечно". Авифавир прошёл клинические испытания только в начале июня, наш арепливир – две недели назад. Чтобы обработать результаты, нужно некоторое время. Кроме того, стандартные протоколы лечения COVID-19 всё ещё находятся в процессе формирования, и их просто так не поменяешь.

Почему арепливир разрешили использовать только в стационарах? В аптеках он так и не появится?
– Потому что у него есть противопоказания – к примеру, беременность. И Минздрав  справедливо решил, что напуганные пандемией люди побегут в аптеки его скупать в целях профилактики, что совершенно не нужно! Он помогает, когда уже подтверждён диагноз, начиная с ранних стадий. Мы надеемся, что амбулаторно его всё же разрешат применять и он появится в аптеках. Но это требует расширенных испытаний и дополнительного анализа клинических данных, над чем мы и работаем.

И личный вопрос: в вашем кругу кто-то болел COVID-19?
– Только друзья друзей. Родителей я вывезла на дачу. Там  удалённо и началась наша работа над арепливиром с врачами московской ГКБ №50 под руководством академика РАМН Дмитрия Пушкаря.