Успенский храм на улице Крупской появился во времена Николая II, но в СССР его закрыли, перестроили и открыли там универмаг. Под слоем темперной краски петербургские реставраторы обнаружили фрагмент лепной живописи. О размерах настенного полотна, как и о других элементах декора Успенского храма, судить пока рано.

Команда исследователей, состоящая из педагогов, студентов и выпускников Академии им. Штиглица подступилась лишь к первому этажу.  

– Были сделаны пробные раскрытия. На сводах обнаружили роспись в технике гризайль. Нашли фрагмент медальона, в котором изображен какой-то святой. Но что за изображение, пока нельзя сказать, – рассказывает Metro преподаватель Академии Штиглица Иван Прохин. – Интересно эту работу продолжить.

Из храма в военкомат  

Двухэтажный храм в Невском районе уникален с точки зрения архитектуры. Он был построен в конце XIX века в неорусском стиле. Для Петербурга с его дворцами на европейский лад это было в новинку. Сегодня, глядя на здание на улице Крупской, в нем сложно уловить черты традиционного направления. Грубые квадратные формы, каменные стены – советские власти были безжалостны к религиозным постройкам. 

– Вся наша церковная архитектура сильно пострадала в период советского режима. И храм, довольно редкий для Петербурга, был радикально перестроен. Сейчас вообще невозможно понять, что он здесь когда-то был. Только по внутренним дворикам и каким-то фрагментам – маленьким колоннам и выступам именно такой, типичной для древнерусской стилизации – можно подумать, что здесь был храм, – продолжает Иван Прохин. 

В 1929 году храм был закрыт. На его месте позже открывались универмаг, суд, военкомат.

Храм Спаса на Крови 

Удастся ли вернуть Успенскому храму первозданный вид, покажут дальнейшие исследования. Уж больно глобальные трансформации произошли со зданием в СССР. Если краску со стен еще можно попытаться расчистить, то вот снесенные перегородки, к примеру, уже не вернуть. Искать утерянные детали реставраторы будут в архивах.     

– В Петербурге таких объектов мало. Когда храм будет восстановлен, это добавит колорита, – говорит эксперт. – Храм Спаса на Крови – один из образцов неорусского стиля, который у нас сохранился. В городе с архитектурным обликом, опирающимся на европейские образцы, это смотрится как обращение к истокам.

Эти исследования лягут в основу проекта по реконструкции храма. По планам он будет разработан уже в этом году.