Metro продолжает рассказывать о закрытых предприятиях и организациях, чьи сотрудники всё равно вынуждены выходить на работу. Сегодняшний репортаж – из Ботанического сада Петра Великого.

В иридарии к 16-му апреля расцвели первые ирисы – синие, невысокого роста. Эти цветы считаются символом наступившей весны. Агрономы знают: если появились эти малютки, значит, совсем скоро в Ботаническом саду начнётся бурное цветение.

Коллекцией ирисов Ботанического сада занимаются несколько человек, но почти все находятся на самоизоляции по возрасту. И сейчас коллекцией занимается ведущий агроном Анна Афанасьева.

Как и у остальных сотрудников Ботанического сада, утро Анны начинается с медпункта, где всем измеряют температуру. Потом она идёт на свою территорию, занимается цветами.

– Я работаю через день, – рассказывает Анна Metro. – Сейчас я и мои коллеги из разных отделов занимаемся пикировкой сеянцев: рассаживаем растения, выращенные из семян, по отдельным горшочкам. Работа кропотливая, требует времени, терпения и внимания. Когда заканчиваю в своём отделе, захожу помочь соседям.

Растения тоже отправляют на изоляцию

В Ботаническом саду есть карантинная оранжерея – сюда обычно отправляют растения, прибывшие из-за границы. Ещё во времена СССР за "иностранной флорой" наблюдали эпидемиологи, потом от их услуг отказались. Но оранжерея осталась, агрономы сами следят за самочувствием чужестранцев.

– Растения, привезённые из экспедиций, проводят на карантине от года до трёх, – рассказывает Анна Афанасьева. – Важно, чтобы вместе с экзотическими цветами к нам не прибыли какие-нибудь вредные жучки или болезни. Поскольку в этом году никаких экспедиций не было, в специальной оранжерее на временной изоляции находятся те, что прибыли в прошлом и позапрошлом годах. Например, сейчас там проходят адаптацию ирисы из Монголии, несколько сортов роз из разных стран, древесные растения. Мы присматриваем за ними по очереди. Если в течение нескольких лет они ведут себя хорошо и не болеют, пересаживаем в другие оранжереи.

Все хотят пить

В период карантина работа в Ботаническом саду Петра Великого устроена так, чтобы сотрудники практически не пересекались друг с другом.

– Сейчас много солнечных дней, – продолжает Анна Афанасьева. – На улице ещё не очень тепло, а в закрытых оранжереях жарко. Растения быстро сохнут и требуют постоянной поливки. До карантина в каждой оранжерее работали по несколько человек. Кроме того, в горячий период нанимали сезонных рабочих, они занимались прополкой, выполняли мелкие поручения. Сейчас вся ежедневная поливка, пикировка, посадка сеянцев, черенкование в оранжерее ложатся на плечи одного человека. Поэтому у всех работы прибавилось. Но когда-нибудь карантин закончится, и мы снова будем вместе. А пока мы ответственны за растения, потому что без нас они засохнут и зарастут сорняками. Даже несмотря на напряжённый график, работа с цветами радует. Мы их кормим и поим, а они дарят нам свою красоту.

Всегда на связи

Ведущий научный сотрудник Ботанического сада Петра Великого, заведующая группой интродукции растений тропиков, субтропиков и аридных областей (пустынь) Елена Арнаутова на работу не ходит (ей уже больше 65 лет), но постоянно находится на связи со своими сотрудниками.

– В моём подчинении находятся 45 человек, на работу выходят 32, – рассказывает Елена Михайловна. – Сейчас главное – сохранить то, что у нас есть, выполнить по возможности все сезонные работы. А их много! Но люди у нас ответственные – если не успевают, задерживаются. А я им звоню по вечерам и пытаюсь выгнать домой, чтобы отдыхали.