Metro  завершает цикл публикаций "Здесь был Ленин" к 100-летию революции. Сегодняшний репортаж – из Дома-музея в Выборге, где Владимир Ильич скрывался за несколько недель до революции.

Небольшой дом финской семьи, последнее конспиративное пристанище вождя революции в Финляндии, находится на окраине Выборга. Здесь Владимир Ильич прожил чуть больше трёх недель.

– К нам Ленин прибыл из Гельсингфорса (сейчас – Хельсинки. – Прим. ред.), – рассказывает Metro директор Дома-музея имени В.И. Ленина Надежда Забавская. – В России уже произошёл Корниловский мятеж, обстановка изменилась. Ленин понял, что наступил момент, когда революция может состояться. Сразу в Петроград вернуться опасался и попросил найти ему квартиру рядом, чтобы в нужный момент быстро приехать в столицу.

"Подпольники"

В доме рабочего фарфорово-изразцовых заводов Туомаса Хайконена, где он проживал с женой и детьми, в начале ХХ века скрывались гонимые в России революционеры.

– Во времена Николая II  началась русификация Финляндии, на ключевые должности назначали русских министров, финнов начали призывать в армию, – говорит Надежда Забавская. – Естественно, это вызвало протест, и финны поддерживали революционное движение. Одним из таких активистов стал Туомас Хайконен. Его младшая дочь Хильдур вспоминала: в детстве она часто слышала о том, что дома укрываются "подпольники", и думала, что у них кто-то живёт под полом. Однажды дети семьи Хайконен нашли на чердаке шинель и полицейские шашки. Играли с ними. Только когда Хильдур стала взрослой, узнала, что эти вещи  были приготовлены для побега одного из революционеров из Выборгской тюрьмы. Сейчас шинель и шашки хранятся в Историческом музее в Москве.

Колол дрова и ел кашу

Дом Хайконена состоял из двух частей. На одной половине жили родители и младшие дети, на другой – старшая дочь Лююли со своим мужем Юхани Латукка и сыном Вилли. Эту часть и выделили Ленину.

"Ленин воскликнул: "Я действительно получу эту комнату? Здесь мне будет хорошо! Я хочу здесь работать!" – позже написала в своих воспоминаниях Лююли. – Я знала русский язык и могла свободно говорить с ним. Товарищ Ленин был вежлив и внимателен. Он никогда не разрешал мне стелить ему постель. Сам убирал посуду, топил печь и даже пытался колоть дрова. Как-то вызвался сам вынимать хлеб из печи, лишь бы я ему показала, как это сделать. Было трудно с продовольствием, иногда приходилось ограничиваться кашей, сваренной из очень чёрных крупиц гречихи. Но и тогда он был очень доволен и хвалил пищу. Вечером с наступлением темноты товарищ Ленин выходил на прогулку. Ходил по тёмным улицам из конца в конец".

Полотенца с вышивкой

Днём Владимир Ильич работал.

– В 34-м томе сочинений примерно 100 страниц были написаны в Выборге, – поясняет Надежда Забавская. – Ленин писал, что гражданской войны не будет, что сопротивление окажут не более двух тысяч человек. Писал, что национализация совершенно не обязательна, что власть будет покупать у собственников предприятия и ставить владельцев директорами. Предполагал, что удастся убедить состоятельных людей участвовать в жизни нового государства. Сейчас мы знаем, что его планы не осуществились.

Изначально, когда в 1958 году в Выборге открывали музей, Ленинская комната выглядела очень аскетично. В 60-х сюда из Финляндии стала приезжать младшая дочь Туомаса Хайконена Хильдур.

– Она оживила комнату, – рассказывает Надежда. – Привезла настенные часы, вышитое покрывало на кресло, посуду и полотенца.

На кухне, где старшая из сестёр Лююли готовила для Ленина еду, под стеклом стоит медный кофейник. Лююли утром заваривала в нём кофе и вечером находила его пустым.

Проповедник

В Петроград из Выборга Ленина сопровождал Эйно Рахья – финский революционер, живший в России.

– Ленин надел седой парик, очки, широкополую шляпу, длинное чёрное пальто, – рассказывает Надежда Забавская. – И вот так, в образе финского пастора, покинул Выборг. В 1924 году сразу после смерти Ленина Рахья написал, что от дома до вокзала добирались на трамвае. До Райволы (сейчас посёлок Рощино. – Прим. ред.) ехали в тамбуре и беседовали как прихожанин и пастор. Рахья говорил с Лениным по-фински, а Ленин отвечал "да" или "нет", причём часто невпопад. Из Райволы до Петрограда Ленин ехал в паровозе вместе с машинистом. Эйно Рахья находился в первом вагоне и слушал разговоры пассажиров. Они говорили о Ленине: "Хорошо бы его поймать, вывалять в перьях, посадить в клетку, публично протащить по Невскому проспекту и после этого повесить". Поэтому и нужны были все эти предосторожности.

Ленин благополучно доехал до Петрограда и вышел на станции Ланская. До революции оставалось чуть больше двух недель.

Финны, скрывавшие Ленина, уехали в Россию
18 декабря 1917 года Владимир Ленин подписал постановление о независимости Финляндии.
В 1918 году оба супруга Латукка, а также братья и сестра Лююли были участниками событий Гражданской войны в Выборге. После поражения "красных" семья эмигрировала в Советскую Россию.
Члены семьи поддерживали отношения с Лениным. Он помог найти им работу.
В 1937 году Лююли Латукка была арестована, а через год расстреляна как враг народа. Реабилитирована только в 1953-м.
К 100-летию революции  в Выборге открылась выставка "Ленин и красные финны", рассказывающая о семье Хайконен-Латукка. Часть документов музейщикам передал правнук Лююли Сергей Фруктов. Среди них – письма из тюрьмы, написанные перед расстрелом.

Из дома на улице Сердобольской до Смольного – 8,5 км

Со станции Ланской Ленин отправился по адресу Сердобольская улица, дом 1. Здесь, в квартире № 41 на четвёртом этаже, жила учительница Маргарита Фофанова. Она вела пропагандистскую работу среди учителей и населения. Несколько комнат Фофановой стали последней конспиративной квартирой Ленина, отсюда он руководил подготовкой вооружённого восстания.

В ночь с 24 на 25 октября по старому стилю Владимир Ильич именно в этой квартире нанёс грим, переоделся, чтобы его было невозможно узнать, и отправился в Смольный. Владимир Ильич ехал на трамвае, шёл пешком по Литейному мосту, улице Шпалерной, мимо Таврического дворца и Смольного собора. У него несколько раз проверили документы.
Всего от Сердобольской до Смольного преодолел 8,5 км. В 1937 году в квартире Фофановой открыли музей.

   – В советские годы сюда постоянно водили туристов, в том числе иностранцев, а меня принимали в пионеры, – рассказывает жительница этого дома Светлана.

   В 1958 году дом реконструировали, надстроили два этажа. Ещё через два года установили памятную табличку, а к 50-летию революции возле дома появился памятник Ленину.

После развала СССР музей закрыли, а квартиру продали. За 25 лет здесь сменилось несколько собственников. Но мемориальную табличку и памятник оставили.