"Дорогая Лидочка, мы скоро, возможно, встретимся и будем снова строить нашу семейную жизнь. Поцелуй от меня Раечку".

Это письмо фельдшер Матвей Омшев написал своей жене и дочери за полтора месяца до своего возвращения домой – в ноябре 1945 года. Они не виделись и ничего не знали друг о друге с 22 июня 1941-го.

Через полтора года после возвращения в семье Омшевых родилась младшая дочь Наташа. Именно она спустя годы записала воспоминания отца, а после его смерти решила передать вещи в музей.

Операции делал подручными средствами

С сегодняшнего дня медицинские инструменты, письма, записные книжки, блокнот и фотографии отца Натальи можно увидеть на экспозиции "Личные истории военных медиков. Матвей Федорович Омшев" в Военно-медицинском музее.

– Мой отец в 1938 году с отличием окончил военно-медицинское училище в Ленинграде, служил в Белостоке. Вместе с ним в части жила семья: жена Лида и дочь Рая.

В первый день войны Лидии с полугодовалой Раечкой удалось эвакуироваться. Уже 15 июля Матвей Омшев попал в плен. Первые два года был заключённым немецкого лагеря для военнопленных, размещённого в крепости Демблин на востоке Польши. Выполнял обязанности фельдшера, оказывал медицинскую помощь больным военнопленным.

Аптечка. В ней фельдшер Омшев хранил медикаменты, когда находился в американской зоне оккупации Германии.

Аптечка. В ней фельдшер Омшев хранил медикаменты, когда находился в американской зоне оккупации Германии.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

– Папа вспоминал, что из медикаментов у него были только йод, бинты и немного спирта, – рассказывает Наталья Матвеевна. – Помощь оказывал под открытым небом. Отцу выделили крошечное помещение, где по ночам он делал операции пленным. Инструментов практически не было. Он вспоминал такой случай. Одному его пациенту в глаз попал кусок металлической стружки. И чтобы его вытащить, папа использовал... перьевую ручку. Очистил перо спиртом и подцепил им стружку.

В начале ноября 1941 года в лагере началась эпидемия тифа.

– Папа тоже заболел, – продолжает его дочь. – Десять дней лежал без памяти. А когда чуть поправился, снова вышел на работу.

Бежать удалось с третьей попытки

За четыре года войны Матвей Омшев трижды пытался бежать из плена. Последняя попытка оказалась удачной. В это время фельдшер находился в одном из лагерей в Германии.

– Отец рассказывал, что перед побегом произошла такая история, – говорит Наталья Омшева. – Многие пленные передвигались в деревянных колодках и натирали кровавые мозоли. Папа освобождал их от работ. Это не понравилось лагерному начальству, и отца решили расстрелять.

16 апреля 1945 года вместе с другими военнопленными Омшев бежал. Через две недели вышли на французскую армию.

Омшев находился сначала во французской, а затем в американской зоне оккупации Германии. В сентябре 1945 года его репатриировали в СССР, где он прошёл проверку в фильтрационном лагере и был демобилизован.

Блокнот, в котором пленный фельдшер записывал адреса других военнопленных, стихи и вёл немецко-русский словарик.

Блокнот, в котором пленный фельдшер записывал адреса других военнопленных, стихи и вёл немецко-русский словарик.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Не сломался, потому что спасал пациентов

После войны Матвей Омшев работал в системе здравоохранения.

– Папа рассказывал про лагерь только маме, да и то по ночам, – говорит Наталья. – Моя раскладушка стояла недалеко, и я подслушивала. Четыре года плена его не сломили и не озлобили. Может, профессия помогла, ведь всё это время он как мог спасал своих пациентов.

Матвей Фёдорович Омшев дожил до 101 года.

– В середине 2000-х я стала расспрашивать его о годах, проведённых в плену, записывала за ним, – говорит Наталья Матвеевна. – Я понимала, что эти воспоминания должны остаться для наших потомков.