На набережной реки Смоленки в Петербурге появятся общественное пространство и гипермаркет. Metro выясняет, почему не все этому рады

На территории завода имени Калинина ведутся строительные работы. Градозащитники уверены: из-за этого Петербург потерял часть своего архитектурного наследия.

Градозащитники в шоке
Участок в 8 га на углу Уральской улицы и набережной Смоленки – один из исторических промобъектов Петербурга. В войну здесь делали "катюши", цеха завода располагались в том числе и в корпусе "Васильевского винного городка", построенного в 1868-м. В 2016 году всё это за 1,26 млрд рублей купила сеть "Максидом" с тем, чтобы создать вторую "Новую Голландию" с кафе, прогулочной зоной, офисами и строительным гипермаркетом.

– Полностью прописанной концепции реновации у нас изначально не было: все здания были в разном состоянии, по большинству из них проводилась экспертиза, – объясняет Metro Мария Евневич, совладелица сети. – Здания из красного кирпича, имеющие историческую ценность, мы планировали отремонтировать и приспособить под современное использование. Сейчас в части корпусов продолжаются работы: реставрация фасадов, замена коммуникаций, ремонт кровли, укрепление фундамента и перекрытий.

Скандал с пикетами в защиту завода, разгоревшийся в начале августа, имеет многомесячную предысторию: в конце 2019-го КГИОП не внёс в реестр выявленных объектов культурного наследия несколько здешних корпусов. За них вступились василеостровцы и петербургское отделение ВООПиИК. На днях градозащитники побывали на "объекте".
– Снос исторических корпусов идёт полным ходом – если честно, я в шоке, – говорит Александр Кречмер, член ВООПИиК.
– Некоторые здания, о которых мы говорили все эти дни, уже снесены, одно рушили прямо на наших глазах. С одной стороны что-то реставрируют (вставляя, правда, стеклопакеты) с другой – лежат груды кирпича, – уточняет Нэлли Вавилина, глава МО "Гавань". – На месте одного из корпусов будет парковка, а на ту же "Голландию" и на самокате не заехать... Мы попытаемся встретиться с руководством сети. Не найдём понимания – пойдём в суд.

Открывать будут частями
Владельцы объекта говорят: они в диалоге со всеми, в чью компетенцию входят градостроительные вопросы, и ничего ценного не трогают.
– Здания не сносятся. Предусмотрено сохранение всех шести объектов культурного наследия и отдельно стоящих исторических зданий, не вошедших в границы объекта культурного наследия. Но у части зданий есть более поздние внутридворовые пристройки: они диссонируют с обликом объектов культурного наследия и препятствуют устройству нормативных проездов, – уточняет Мария Евневич.
Между тем гипермаркет здесь должен открыться уже к концу года. Срок ввода остальных, "общественных", зданий пока неизвестен.