Стартовал прием заявок на III Всероссийский форум классных руководителей и наставников, он продлится до 20 апреля. Сам форум пройдёт с 3 по 7 октября в Москве. В нём примут участие 3000 классных руководителей и кураторов среднего профессионального образования со всей страны. Специально для приема заявок и отбора участников организаторы форума классных руководителей совместно с VK разработали мини-приложение.

В России идет Год педагога и наставника, и форум – одно из основных его мероприятий. Он проводится Министерством просвещения по поручению Президента России Владимира Путина.

Metro предложило учителям – участникам форума, классным руководителям – ответить на вопросы нашей профессиональной анкеты. Сегодня на них отвечает учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Санкт-Петербурга Татьяна Бибикова.

Вы стали учителем, потому что…

– Говорят, что путь к профессии начинается с детства. Именно детские мечты, интересы и способности могут стать реальными помощниками в выборе призвания. Так случилось и со мной. Я со школьной скамьи восхищалась этой профессией. Мне казалось, что учитель, который стоит у доски, – самый умный, самый нужный и самый главный человек на свете. Мне всегда очень хотелось тоже встать у доски и рассказывать всему классу что-то интересное и захватывающее. В средней школе я стала активно участвовать в школьных мероприятиях, организовывать для малышей праздники. Поэтому, когда настал момент выбирать профессию, я точно знала, что буду учителем. С выбором я не ошиблась. Это действительно прекрасная профессия.

Ваше самое большое достижение?

– Самое большое мое достижение еще впереди. Ну, а если серьезно, то, безусловно, я считаю большим достижением то, что я смогла создать крепкую семью, в которой воспитываются двое замечательных детей. Достижением считаю своё становление в профессии, а ещё успехи своих выпускников – в них есть и частичка моего труда.

Назовите три самые важные cоставляющие в вашей работе.

– Самое важное – любить свое дело. Приходить в школу с радостью и помнить о том, что ты здесь ради детей. Часто рутина, бумажная волокита, бытовые вопросы и другие проблемы заставляют учителя забыть об этом, отвлекают его внимание от главного. Нужно уметь расставлять приоритеты: на первое место всегда ставить учеников, никогда не унывать и быть интересным человеком. А для этого оставлять время на чтение книг, просмотр фильмов, путешествия и хобби.

Какими качествами должен обладать учитель?

– На первое место я бы поставила душевные качества: человечность, порядочность, честность, справедливость, доброту, отзывчивость, искренность. Учитель должен уважительно относиться к детям и взрослым, быть гуманным, проявлять интерес к ученикам. Надо помнить, что учитель (особенно для детей младшего школьного возраста) является примером для подражания 

Что самое классное в вашей работе?

– Самое классное – это дети! Общение с ними, уроки, праздники и игры. Как окрыляют их успехи! Когда видишь, что тебе удалось научить чему-то ребёнка, это маленькое чудо.

А что самое неприятное?

– Неприятное, как и в любой профессии, – это состояние конфликта, не важно, с кем: учеником, родителем, коллегами… Поэтому учителю нужно быть ещё и дипломатом, чтобы избегать конфликтов, а лучше – предотвращать их.

Когда нервы на пределе, чтобы успокоиться, нужно…

– Нужно вспомнить что-то хорошее и улыбнуться. Я чаще всего думаю о своих детях, о том, что мы с ними будем делать вечером. Или вспоминаю какой-нибудь забавный случай. Это помогает сбросить с себя негатив и здраво взглянуть на ситуацию. 

Самый проверенный способ заинтересовать детей – это…

– Быть заинтересованным самому! Это работает на все сто! Если мне самой интересно то, о чём я рассказываю, дети слушают, затаив дыхание! Поэтому, готовясь к урокам, я стараюсь подготовить такие задания, которые было бы интересно решить мне самой, или подбираю необычные факты и иллюстрации.

Хороший учитель должен…

– Применять все свои знания, умения и навыки только во благо своим ученикам. Стремиться к саморазвитию. 

Учитель не имеет права…

– Вредить своим ученикам.

План "Б". Чем бы вы смогли заниматься, если бы не этим?

– Учитель может все. Те профессиональные качества, которые имеет в своём арсенале хороший педагог, пригодятся в любой профессии. Никогда не задумывалась о смене деятельности, но думаю, что могла бы стать неплохим организатором мероприятий. 

Для вас важнее семья или работа?

– Семья всегда на первом месте. Но моя профессия неразрывно связана с семьей, потому что мои дети тоже ходят в школу. Сын, например, был моим учеником в начальной школе. Поэтому и работа встаёт рядышком.

 В чем ваша сила?

– В том, что я люблю своё дело, люблю жизнь и стараюсь никогда не унывать. Верю в каждого из своих учеников.

 В чем ваша слабость?

– Не могу отказать себе в желании научиться чему-то новому.

Есть ли у вас свой девиз?

– Делай что должен, и будь что будет.

Каким фильмом или книгой про ваше дело вы вдохновляетесь?

– Рассказом Валентина Распутина "Уроки французского". В нем как раз можно прочитать и понять, каким должен быть учитель: умным, тонко чувствующим, высоконравственным, душевным и добросердечным человеком, который стремится помочь своему ученику, подбирая нестандартные, но по-настоящему мудрые решения. Ещё люблю фильм "Большая перемена", мне очень нравится образ Нестора Петровича. Покоряют его неравнодушие к проблемам учеников, твердая убеждённость в том, что человеку нужно учиться, его ум и образованность.

Когда-то на первом курсе на первой же лекции по педагогике я услышала от преподавателя, что нельзя поступать в педагогический вуз, не прочитав "Педагогическую поэму" Антона Макаренко. Думаю, что познакомиться с ней следует всем. Кроме интересного сюжета, вас ждёт кладезь важных мыслей и идей от настоящего педагогического гения. И, конечно же, "Сердце отдаю детям" Василия Сухомлинского. Это не научный труд, книга написана простым живым языком. Она о простой жизни обычного учителя, который подбирает ключики к каждому ребенку, с которым он общается.

Что вам дало участие в Форуме классных руководителей (ФКР)?

– Оно показало мне новые векторы развития. Беседы с коллегами со всей страны, общение с ними, знакомство с опытом регионов обогатило мое профессиональное видение перспектив развития классного руководства. Те проекты и коллективное творчество, которым мы занимаемся с ребятами, можно делать масштабными, всероссийскими. Можно дружить классами и учить детей общаться с ровесниками из других регионов, знакомить их с удивительным многообразием нашей страны. А ещё ФКР дает возможность пробовать себя в новом качестве. Так, недавно я стала одним из организаторов выездной сессии ФКР Северо-Западного федерального округа в Санкт-Петербурге. Это бесценный опыт в организации мероприятий такого уровня и множество новых дружеских контактов.

Чего вы ждете от будущего Форума классных руководителей?

– В Год педагога и наставника форум обещает стать по-настоящему грандиозным событием! Он будет проходить не два, а пять дней: с 3 по 7 октября! В этот раз в нем примут участие три тысячи классных руководителей и кураторов СПО со всей страны. Но не стоит забывать, что ФКР – это не только событие, но и сообщество! Большое и дружное сообщество классных руководителей всей страны, которое дарит много идей, поддерживает и вдохновляет. Поэтому я жду новых звёзд ФКР. Очень хочется передать знамя амбассадора представителю из нашего города.