Болеют все

Фестиваль "Наш Островский" проходит в Петербурге с 22 марта по 22 апреля. Участвует в нём огромное количество библиотек и музеев города. Вот только учреждению Министерства обороны, чтобы вписаться в литературную историю, требуется богатая фантазия.

– Казалось бы, наш музей военно-медицинский, ну что мы можем предложить? Где драматургия, где театры, а где мы... Однако у нас очень выигрышное положение. Болеют все. Все от чего-то умирают, и все как-то лечатся. И именно о медицине времён, когда жил и творил Островский, нам есть что показать, – говорит Metro научный сотрудник музея Наталия Дорменева.

Паратов скучает по Ларисе

По сюжету герои известных пьес Островского за самоваром обсуждают свои (да и чужие тоже) недуги и методы их лечения.

– У нас довольно узнаваемые персонажи – например, Кабаниха из "Грозы" и Сергей Сергеевич Паратов из "Бесприданницы". Барин до сих пор тоскует по Ларисе, рассуждает, смог ли спасти её. Уступчивый Тихон тоже не прочь вернуть свою супругу Катерину, но способны ли на это медики? Поговорят герои и о своём создателе – Островском. Чем он только не хворал, – делится спойлером Наталия Дорменева.

Иммерсивность зашкаливает

Полное погружение в пьесы Островского зрителям гарантировано. Все присутствующие сами становятся актёрами – им раздают флаеры с ролями. И, как принято в иммерсивных театрах, представление проходит в разных залах музея.

– Это наш приём – поговорить с гостями, потому что им тоже нравится участвовать. Хочется, чтобы человек действительно почувствовал ту эпоху, а ещё чтобы наша программа была не только развлекательной, но и образовательной. Ведь мы прежде всего музей, – рассказывает Наталия Дорменева.

Лариса Дмитриевна Огудалова 

Лариса Дмитриевна Огудалова.

Лариса Дмитриевна Огудалова.

кадр из фильма

Фото:



Если бы трагедия случилась в наши дни, главную бесприданницу страны можно было бы спасти. Вряд ли пуля попала Ларисе Дмитриевне прямо в сердце, так как выстрел был в спину. Да и в таком случае она бы так активно не разговаривала, потому что сразу бы умерла. Если пуля попала ей в лёгкое, то сейчас, наверное, при вызове реанимации девушке удалось бы выжить. Судя по кадрам из фильма, ранение было и не в живот, а выше. Можно предположить, что в те времена помочь смог бы великий русский хирург Н.И. Пирогов, попади она к нему в руки. Хотя это было бы очень сложно.

Катерина Петровна Кабанова  

Катерина Петровна Кабанова.

Катерина Петровна Кабанова.

кадр из фильма

Фото:

Если бы после падения с обрыва барышню смогли достать и сделать искусственное дыхание, то, возможно, её бы откачали. Однако многое говорит о том, что Катерина ударилась виском о камень, тут уже благоприятный исход маловероятен. Даже сейчас случаются такие падения людей с мгновенной смертью, увы.

Александр Николаевич Островский

В наше время его жизнь была бы гораздо длиннее. Он явно страдал хроническим сердечно-сосудистым заболеванием. Сейчас провели бы диагностику, выяснили, в каком состоянии сосуды и сердце. Были бы назначены соответствующие препараты, поливитамины. Возможно, была бы показана операция. Назначили бы диету для коррекции веса, полный отказ от курения. Также Островский страдал нервным перенапряжением. Требовались седативные препараты, а ему давали иной раз кофеиновые таблетки. Для сосудов можно было бы и омегу-3 назначить. Не помешало бы побороться с холестерином, который явно был повышен, да и проверить кровь на уровень сахара. То есть ему нужен был осмотр кардиолога, ревматолога, эндокринолога, советы диетолога и психотерапевта!


Анатомический театр шокирует

Постановка про героев Островского – уже второй иммерсивный спектакль музея. Первый называется "Вечер в анатомическом театре", и зрелище это не для слабонервных. Раньше таким театром называли публичные вскрытия, которые сопровождались живой музыкой. Они были очень популярны, несли как развлекательную, так и образовательную функции. Здесь люди могли узнать, что находится внутри них самих. Ну и весело провести время.

Сейчас экспонаты в анатомическом театре пластиковые, но всё равно зрелище может шокировать.

Сейчас экспонаты в анатомическом театре пластиковые, но всё равно зрелище может шокировать.

Евгения Назарова, "Metro"

Фото: