Финляндский вокзал ждёт реконструкция. Это вызывает тревогу градозащитников. Недавно КГИОП отказался признать здание памятником, что вызвало непонимание у многих специалистов.

Ещё летом активист-градозащитник Кирилл Страхов подал заявление в КГИОП о признании здания Финляндского вокзала вновь выявленным объектом культурного наследия.

– Основания для этого вполне весомы, – говорит он. – Финляндский вокзал – произведение выдающегося ленинградского архитектора Николая Баранова (пусть и испорченное вмешательством партийных "искусствоведов в штатском"). Несомненна градостроительная ценность здания – композиционного центра первого архитектурного ансамбля послевоенного Ленинграда. Узнаваемый силуэт Финляндского вокзала давно стал символом северных районов города.

Однако рабочая комиссия КГИОП не вняла этим аргументам, хоть и признала, что Финляндский вокзал относится к числу крупных проектов периода модернизма в Ленинграде.

"Научное изучение образцов архитектуры Ленинграда данного исторического периода сейчас находится на своём начальном этапе, отсутствуют обобщающие труды, не определены критерии определения историко-культурной значимости подобных объектов", – говорится в ответе КГИОП.

Возмутительные переделки

Одним из архитекторов, который выступил за признание здания Финляндского памятником, был Рафаэль Даянов.

– Я считаю, что этот объект выражает архитектуру эпохи, поэтому должен быть зафиксирован в нынешнем состоянии, – заявил он Metro. – За последние годы над ним изрядно поиздевались: мы потеряли облицовку фасада, была реконструирована часовая башня. На наших глазах уничтожается эпоха 1960-х годов.

Рафаэль Даянов предлагает рассмотреть следующий вариант: взять под охрану всю площадь перед Финляндским вокзалом.

– Сохранять ансамбль – очень правильная идея, – говорит Страхов. – К сожалению, он уже сильно разрушен: снесено здание школы на Арсенальной набережной, вырос фонтанный комплекс. Мы должны защитить хотя бы то, что осталось.

Самые важные вехи в истории вокзала
• На Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года приехал вернувшийся из эмиграции Владимир Ильич Ленин.
• В 1961 году на вокзале был установлен доставивший Ленина в Россию паровоз H2-293 – это дар правительства Финляндии Советскому Союзу.
• Вокзал был единственным, действовавшим в годы блокады. Именно здесь начиналась Дорога жизни. 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием.

Цитата:
"Я и другие градозащитники сделаем всё, чтобы сохранить наследие Николая Баранова, главного архитектора Ленинграда в годы блокады", - рассказал Кирилл Страхов, градозащитник.