В Эрмитаж привезли ретроспективу легендарного Сесила Битона. Он фотографировал Виндзоров, Монро, Дали, Хэпбёрн и вообще кого только не

Сам знаменитый фотограф наверняка бы оценил изящество ситуации, если бы не умер в 80-м: работы показывают в Эрмитаже, который так впечатлил его во время визита в СССР в 1935-м. В огромном зале Главного штаба разместили около ста фотографий: почти все они отпечатаны при жизни Битона, некоторые, извлечённые из лондонского архива, экспонируются впервые. Так или иначе, Битон никогда в таком масштабе в России не выставлялся, это его первая "персоналка" в нашей стране – и это отличный повод посетить музей, если вы решаете, куда пойти в выходные.

Выставку готовили полтора года, а продлится она до марта.

Выставку готовили полтора года, а продлится она до марта.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Обвёл Елизавету синим
Сесил Битон – и правда настоящая легенда: столько знаменитостей, как он, не снимал, пожалуй, никто. Но самое главное, фотограф много десятилетий подряд работал с королевской семьёй. Битона даже вписали в сериал "Корона": он появляется в 4 серии 2 сезона и произносит эффектный монолог о важности создания "имиджа" монархов посредством фотографии.

– На родине в Великобритании его знают, конечно, очень хорошо. Битон был официальным портретистом королевского двора, и хрестоматийный образ британской монархии был создан именно им, потому и группа Sex Pistols поставила на обложку своего альбома снимок королевы его "авторства", – говорит Дарья Пана­йотти, куратор проекта. – Это британцам, быть может, эти фото немного приелись, особенно кадры с Елизаветой II. А у нас ретроспективы такого масштаба не было никогда.

Виндзорам  в огромном зале Главного штаба отвели отдельный мини-павильон в виде розовой раковины с водопадом из фальш-бриллиантов. Внутри – буквально весь сериал "Корона": Елизавета II, принцесса Маргарет, Уоллис Симпсон... Среди десятков официальных снимков и уникальные рабочие раскадровки: там, где королева обведена синим, она вышла особенно удачно. Возможно, именно этот "монарший" профиль использовали потом для банкнот и монет.

Эти и все другие кадры отбирала лично куратор выставки Дарья Панайотти: работа началась ещё до карантина, полтора года назад. Чтобы найти показать "нетривиального" Битона, куратор специально ездила в Лондонский архив студии легендарного фотографа. Снимки и негативы хранятся в архиве именно в таком порядке, в котором Битон сам их расположил.

Выставку готовили полтора года, а продлится она до марта.

Выставку готовили полтора года, а продлится она до марта.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Выставку готовили полтора года, а продлится она до марта.

Выставку готовили полтора года, а продлится она до марта.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Выставку готовили полтора года, а продлится она до марта.

Выставку готовили полтора года, а продлится она до марта.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Битон в России

Фотограф бывал и в СССР, и в Лениграде, даже успел посмотреть Эрмитаж, который его поразил своим масштабом и размахом. Тогда такие поездки были в моде, потому легендарная Эльза Скьяпарелли, модельер, и предложила Битону такое необычное путешествие.

– Он приехал в СССР как обычный турист, чтобы собственными глазами увидеть, как живёт молодое государство. Его водили на идеологические экскурсии, возили смотреть на гигантские стройки, показывали Музей Революции, переделанный из Английского клуба... В итоге ему удалось избавиться от своего сопровождающего и немного поговорить с людьми свободно. Ленинград понравился Битону больше Москвы, которая тогда, в 1935-м уже становилась "столицей коммунизма". В Северной же столице сохранилась и архитектура, и атмосфера, потому фотограф очень жалел впоследствии, что провёл здесь всего день... Эти подробности я восстановила по дневникам Битона, которые хранятся в Кембридже. Нам очень повезло, что он со студенчества каждый день делал записи, – рассказывает Дарья.

Маска Павловой
Битон слыл иконой стиля, был настоящим светским львом и  работал штатным фотографом Vogue. Он создал язык селебрити-культуры, который мы используем сейчас – от селфи до публикации чего-то для широкой аудитории. Снимал Сесил всех, кто был знаменит и красив. Потому на выставке Одри Хэпбёрн "соседствует" с Дали, Мик Джаггер с Коко Шанель, а Сомерсет Моэм с Джорджем Баланчиным. Кстати, к балету – а особенно русскому – у Битона было отношение трепетное. В детстве он видел живое выступление Анны Павловой – и был покорён навсегда.

– Здесь на фото Битона мы видим маску великой балерины, возможно, посмертную. А этот коллаж Нуреева в духе поп-арта мы нашли в архиве, – говорит Дарья Панайотти. – Битон восхищался танцовщиком, его талантом, а потому много его фотографировал, стараясь запечатлеть его немного грубоватую пластику. А вот сам Нуреев не любил у него сниматься: слишком фотограф расхваливал своих моделей и буквально расточал им комплименты.

Выставку готовили полтора года, а продлится она до марта.

Выставку готовили полтора года, а продлится она до марта.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото: