Роман Силантьев, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ:

Раньше было достаточно много террористов родом из Северного Кавказа - это связано с войной в Чечне и с аналогичными проблемами в Дагестане, которые уже закончились. Однако доля кавказцев среди террористов уже давно падает и, наоборот, растет доля людей других национальностей, в том числе и выходцев из Средней Азии.

В "Исламском государстве" (организация, запрещенная на территории РФ – прим.ред.) самая крупная группа из постсоветского пространства – это как раз выходцы из Средней Азии: Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Казахстана.

Влияет еще и тот факт, что в России растет процент мусульман родом из Средней Азии. Их стали чаще вербовать – если бы их было мало, они бы реже попадались. Довольно много узбеков и таджиков, которые исповедовали ваххабизм, в 90-х годах "выдавили" в Россию местные спецслужбы. Кого-то посадили в тюрьмы, кого-то уничтожили, а часть смогла уехать. Они приехали к нам, устроились работать в мечети, создали свои группы, в которых занимались вербовкой.

Мигранты часто попадают в обработку вербовщиков уже в нашей стране. По этому поводу неоднократно жаловались узбекские и таджикские спецслужбы. Я лично знаю несколько центров вербовки – в некоторых московских мечетях,  в одной из мечетей на Апраксином дворе в Петербурге.

Многие из них состоят в секте пакистанского происхождения “Таблиг Джамаат” (запрещена на территории РФ – прим.ред) .

Также стоит отметить, что среди террористов преобладает число новообращенных мусульман – среди них сверхвысокая доля радикалов. Достаточно людей, которые по национальности являются русскими, украинцами или евреями и родом из России, но они стали террористами – таких уже более 200 человек. Часто ловят татар, только на днях посадили четырех террористов из Татарстана.

Станислав Притчин, научный сотрудник Центра изучения Кавказа, Центральной Азии и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН:

Выходцы из Северного Кавказа сейчас в меньшей степени представляют террористическую угрозу, что во многом связано с действиями российских спецслужб в этом регионе.

Что касается Средней Азии – там совершенно другая социальная база. Люди приезжают на заработки Россию, где находятся в уязвимом положении, потому что оторваны от дома, они лишены привычной среды обитания, постоянно находятся под угрозой высылки. Естественно, в такой ситуации люди стараются найти место, где они будут чувствовать себя более-менее спокойно, стремятся стать частью своей общины. Этим достаточно успешно пользуются вербовщики террористических группировок. Есть статистика, что порядка 80% выходцев из Средней Азии, которые уехали воевать за "Исламское государство" (запрещена на территории РФ – прим.ред) в Сирию и Ирак, были завербованы на территории России.

Когда человек приезжает в страну, плохо зная язык, ему в принципе сложно интегрироваться, стать полноценным членом общества, выполнять сложную работу. Как правило, они приезжают неподготовленными – не знают местных обычаев, законов, поэтому стараются действовать через своих знакомых земляков. Психологи считают, что полноценная интеграция происходит во втором-третьем поколении, которые учились в этой среде, имеют горизонтальные социальные связи с самого детства.

К нам приезжают и высококвалифицированные специалисты из Средней Азии, потому что ситуация в их родных республиках плачевна – нет работы, хороших условий жизни. Далеко не все мигранты – потенциальные террористы. Поэтому русских не стоит бояться людей других национальностей, надо, наоборот, помогать им интегрироваться.